Категория

Модель оценки конкурентоспособности предприятия, производящего молочную продукцию

Просмотров: 2677

Молочная промышленность занимает одно из лидирующих мест в современной экономики нашей страны. На фоне общего кризисного состояния наш интерес направлен на повышение конкурентоспособности производства молочной продукции. Несмотря на неблагоприятные воздействия внешних факторов: уменьшение объема инвестиций в экономику Челябинской области в 2,4 раза; сокращение поголовья крупного рогатого скота с 1993 по 2008 гг. на 10,9 млн. голов или 46%; показатель надоя молока на одну корову в области − 3300 кг (в России − 3600, в Голландии − 8000 кг).

Продукция отрасли занимает существенное место в потреблении. Доля расходов на молочные продукты составляет 14% от общих расходов на продовольствие (это 4-е место после расходов на хлебобулочные, мясные, мучные и макаронные изделия – соответственно 19%, 18%, и 17%).

Чебаркульский край голубых озер – экологически чистая территория с плодородными сельскохозяйственными угодьями, богатыми пастбищами для скота.

В 1929 году имелись излишки молока на частном подворье, был организован закуп, выработка молочной продукции в Чебаркуле и в селах района. При тяжелом ручном труде вырабатывали небольшой ассортимент молочной продукции (молоко, сливки, творог). Молочная промышленность в районе получила свое развитие благодаря богатому молочному животноводству. Начали строить сепараторные отделения в селах.

В 1965 году был построен в Чебаркуле молочный завод. Имея богатые исторические традиции, опыт в молочном производстве, занимаясь постоянно техническим перевооружением, Чебаркульский молочный завод в составе Челябинского молочного комбината в настоящее время занимает передовые позиции в молочной промышленности области.

В 1995 году организовали торговый отдел, в который вошли товароведы и экспедиторы, в обязанности которых входило следующее: доставка молочной продукции; изучение покупательского спроса; расширение рынка сбыта; своевременный возврат денежных средств за проданную молочную продукцию.

В настоящее время наблюдается переплетение сбытовой и потребительской концепций маркетинга. Сравнявшись с иностранными производителями по ассортименту и качеству продукции, отечественные молочники смогли предложить потребителю более низкую цену, что стало ещё одним их конкурентным преимуществом.

В 2008 году лидеры рынка – ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Челябинский молочный комбинат» − обладали по 36% и 23% рынка соответственно, а иностранные компании не более 12% (сырная продукция).

Потеснив иностранных конкурентов, российские производители столкнулись с не менее сильной взаимной конкуренцией, где уже было невозможно добиться успеха без привлечения принципов сбытовой концепции. Однако идеальная сбытовая политика невозможна без определения оценки конкурентоспособности предприятия и его молочной продукции.

Оценку конкурентоспособности продукции предприятия на рынке предлагается проводить дифференциальным методом, основанном на использовании единичных параметров продукта с аналогичным параметром сопоставляемого с ним образца (или потребности). Согласно данному подходу, можно определить, достигнут ли уровень продукции предприятия уровня продукции-эталона в целом, по каким параметрам он отстает, какие из них максимально отличаются от базовых.

Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия рекомендуется проводить по модели оценки конкурентоспособности предприятия, представленной в таблице 1.

Коэффициент рыночной доли характеризует долю, занимаемую предприятием. Он находится как объем продаж продукции, деленный на общий объем продаж продукции на рынке Челябинской области.

Таблица 1. Модель оценки конкурентоспособности предприятия, производящего молочную продукцию

Показатель

Формула

2006г

2007г

2008г

1. Определение конкурентоспособности по продукции

1.1. Коэффициент рыночной доли

КДР=ОП/ООПР

0,28

0,32

0,36

1.2. Коэффициент предпродажной подготовки

КПП=ЗПП/ЗПОП

0,10

0,12

0,15

1.3. Коэффициент изменения объема продаж

КИОП=ОПКОП/ОПНОП

1,21

1,25

1,26

2. Коэффициент уровня цен

КУЦ=(ЦМАХ + ЦМИН) / 2 •ЦУФ

1,23

1,25

1,24

3. Коэффициент улучшения сбытовой деятельности

КСб=КИОП•(ЗСбкоп / ЗСбноп)

1,13

1,05

1,22

4. Коэффициент прорекламированности продукции

Кпрорек=КИОП•(ЗРкоп / ЗРноп)

1,02

1,16

1,75

5. Коэффициент соответствия техническому регламенту (ФЗ №88)

КТР=КИОП• (ЗУпкоп / ЗУпноп)

-

-

0,11

6. Промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности

ПКК=(КДР+КПП+КИОП+КУЦ+

КСб+Кпрорек+КТР)/n

0,82

0,86

0,87

7. Итоговый коэффициент конкурентоспособности предприятия

КК=ПКК•КТЛ•КОСС

3,66

3,68

3,71

Коэффициент предпродажной подготовки характеризует усиление конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Расчет: сумму затрат на предпродажную подготовку разделить на сумму затрат на производство (приобретение) продукции и организацию её продажи.

Коэффициент изменения объема продаж отражает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет объема продаж. Расчет: объем продаж на конец отчетного периода разделить на объем продаж на начало отчетного периода.

Коэффициент уровня цен отражает рост или снижение конкурентоспособности по уровню изменения цен на молочную продукцию. Расчет: среднюю цену на продукцию умножить на цену продукции, установленную предприятием- изготовителем.

Коэффициент доведения до потребителя отражает стремление предприятия увеличить конкурентоспособность за счет улучшения сбытовой деятельности предприятия.

Коэффициент прорекламированности продукции отражает увеличение или снижение объема продаж за счет рекламной деятельности.

Коэффициент соответствия техническому регламенту (ФЗ №88) показывает, насколько предприятие выполняет внедрение Федерального закона «О техническом регламенте на молоко и молочную продукцию». В соответствии с ним необходимо полностью информировать потребителя о составе и названии молочной продукции.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, рассчитываем промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности молочной продукции. Кроме этого, для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности предприятия также используют общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса. Расчет: промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности умножают на коэффициент текущей ликвидности и на коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Согласно значениям КП предприятия подразделяются на следующие группы:

Рыночные лидеры – предприятия, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности. Как правило, это фирмы, имеющие максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в товарной политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем.

Рыночные претенденты – предприятия, расчетный КП в диапазоне от 3,1 до 9. К этой группе относится анализируемое предприятие, для него характерно постоянное увеличение рыночной доли и применение ценового демпинга. В качестве направления − разработка стратегии атаки на всех направлениях деятельности.

Рыночные последователи – предприятия, расчетный КП в диапазоне от 1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером. Они копирую деятельность лидера, но делают это осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены давлению рыночных претендентов.

Таким образом, предложенная модель оценки конкурентоспособности предприятия, производящего молочную продукцию, поможет не только оценить конкурентоспособность предприятия, но и разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности состояния или функционирования объекта оценки.

Горячее предложение