Блог
RSS
Обзор рынка молока
ТОП-30 молочных компаний

ТОП-30 молочных компаний

5 августа 2022 года

Лидерам молочной индустрии в 2021 г., несмотря на все сложности, удалось сохранить позитивную динамику и обеспечить прирост объемов продаж на 11,5%. При этом ТОП-30 компаний молочного рынка в очередной раз обеспечили больше половины прироста всей индустрии. 

“Доля ТОП-30 на рынке почти не изменилась - лидеры продолжают удерживать около 50% рынка, хотя внутри рейтинга произошло много перестановок между позициями игроков, - объясняет генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.

- Прошлый год был не самым простым для переработчиков, в первую очередь в части роста себестоимости и трансформации спроса, а внедрение маркировки внесло значимые коррективы в инвестиционные планы многих игроков - компании по-разному смогли пройти этот период турбулентности”.

Прошедший год оказался очень насыщенным для отрасли. В пятерке лидеров, ожидаемо, изменений не произошло, но разрыв между компаниями существенно сократился, что формирует интригу для рейтинга в следующем году. Первое место сохранила за собой компания Danone с объемом продаж в 122,7 млрд. руб., на втором - PepsiCo (Вимм-Билль-Данн) со 107,8 млрд. руб., на третьем месте удержалась ГК “Молвест” с 38,5 млрд. руб. В пятерке лидеров также сохранили свои позиции ГК “Ренна” (36,2 млрд. руб.) и “КОМОС ГРУПП” (31,9 млрд. руб.). При это ГК “Ренна” по итогам прошлого года впервые стала крупнейшим производителем мороженого в России и СНГ, обогнав несменяемого в течение более 10 лет лидера индустрии - Unilever (Инмарко).

Впервые за несколько лет произошли изменения в ТОП-10. Несмотря на значительный отрыв по масштабам бизнеса от остальной части рейтинга, в этом году расклад сил существенно изменился благодаря M&A и крупным инвестпроектам. Во-первых, компания Ehrmann за счет поглощения российского подразделения FrieslandCampina выросла почти в 2 раза и с выручкой в 25,6 млрд. руб. поднялась сразу с 12 на 9 место. Во-вторых, Lactalis Group, несмотря на значительный прирост выручки в 14%, покинула ТОП-10 игроков, уступив по темпам роста “Юговскому комбинату молочных продуктов”. При этом ЮКМП за счет ввода в строй нового завода в прошлом году выпустил 40 тыс. т сыров и стал крупнейшим производителем сыров в России, обогнав ГК “Фудлэнд”.

Новичками рейтинга благодаря запуску новых заводов стали ГК “Сыробогатов” и ТК “МУЛЬТИПРО”, а “Лебедяньмолоко”, признанная по итогам прошлого года самой быстрорастущей цельномолочной компанией в России, взяла паузу в преддверии очередного этапа расширения мощностей и временно выбыла из списка крупнейших игроков. 

“Анализируя рейтинг, мы видим, что региональным компаниям с каждым годом становиться все сложнее удерживать долю рынка. Они систематически уступают позиции не только федеральным лидерам, но и сильным нишевым игрокам, - отмечает генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев. - В России одна из самых широких молочных полок в мире и она сформировалась на фоне стагнирующего в последние 10 лет потребления. Возможности экстенсивного развития практически исчерпаны и большинство компаний сегодня стоят перед серьезным вызовом в поисках дальнейших драйверов своего развития. Продолжающаяся консолидация отрасли неизбежна, но ее драйверами будут несколько компаний-лидеров индустрии. Всем остальным предстоит пересмотреть свои бизнес-модели и серьезно работать над повышением эффективности бизнеса. И ейтинги последних нескольких лет уже подтверждают этот тренд - сильные нишевые игроки, реализующие интересные бизнес-модели, уже вплотную приближаются к лидерам индустрии. Надеюсь, в ближайшие несколько лет мы можем увидеть появление в рейтинге сразу нескольких новых игроков”. 

В целом перерабатывающий сектор сохранил положительную динамику развития и по итогам 2021 года продемонстрировал рост практически по всем основным категориям - цельномолочная продукция, творог, сухое молоко, сыры и сыворотка. При этом импорт сократился еще на 2% - до 6,9 млн т (в пересчете на молоко), а экспорт активно растет уже не первый год и впервые превысил 1 млн. т МЭ. 

“Мы фиксируем неснижающийся интерес инвесторов к молочной индустрии, - подтверждает управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Татьяна Крейтор. - Кредитование проектов в сегменте производства молочной продукции в 2021 году выросло на 17,6% - до 68,7 млрд руб. С начала года мы фиксируем рост до 79,12 млрд руб., что на 15,2% больше, чем за весь прошлый год”. 

По мнению аналитиков, тренд на консолидацию в секторе в ближайшие годы серьезно активизируется, прежде всего благодаря постепенному выводу на рынок новых мощностей в рамках крупных инвестиционных проектов. Однако нельзя исключать и второй волны значимых для рынка сделок M&A, первые ласточки которой мы уже увидели в прошедшем году. Возможное замедление темпов роста отрасли на фоне слабого платежеспособного спроса, разрыва логистических цепочек, санкционных ограничений и других рисков будет дополнительно стимулировать консолидацию.

Смотрите также:

Комментарии (0):

Эту заметку еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать записи блога.

Milknet в Telegram

Чат для торговли молочной продукцией бесплатно
Подписаться