Людмила Маницкая: В 2022 году сырое молоко в России подорожало на 20%

Фильтры

Регион

Новости

Людмила Маницкая: В 2022 году сырое молоко в России подорожало на 20%

В 2022 году сырое молоко в России подорожало на 20%, а на Урале рост достиг 35%. Об этом заявила председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая. Эксперт рассказала о ситуации на молочном рынке.

«Если брать первое полугодие 2022 г., рост цен на сырое молоко наблюдался в районе 20%, сейчас к концу года, он может достигать 30%. Вообще, себестоимость сырого молока – корень очень многих проблем во всей молочной цепочке, включая конечное потребление. По регионам цены могут различаться.

Сейчас на рынке сырого молока складывается примерно следующая ценовая конъюнктура:

• себестоимость производства молока – 25-30 руб./кг

• цена реализации производителями молока – 33-38 руб./кг

• как следствие, рентабельность находится на уровне 20-25%. Такой уровень может формально считаться приемлемым.

У переработчиков молока есть ощущение, что цены на молоко-сырье сельхозпроизводителями несколько завышены, и это закладывается в себестоимость переработки при выпуске молочной продукции. 70% в себестоимости продукции – молоко.

Основные позиции затрат в производстве молока – это корма и энергозатраты. Корма, премиксы, витамины, аминокислоты в течение года дорожали, т.к. во многом поставлялись из-за рубежа.

К концу года, несмотря на наличие проблем, проявляется переориентация на отечественное кормопроизводство. В числе лидеров кормовой отрасли можно назвать компанию «Мегамикс».

Из-за низких цен на зерно и невысоких объемов экспорта в 2022 году Минсельхоз не планирует возмещать производителям сырого молока часть затрат на приобретение кормов. В 2021 году на эту меру выделили 10 млрд руб., могли компенсировать до 50% затрат на тонну кормов.

Ранее Минсельхоз рассматривал возможность продления поддержки с увеличением объема субсидирования до 15 млрд руб. и привязкой меры к продуктивности ферм.

Теперь в ведомстве фиксируют рост производства кормов, а их цены позволяют обеспечить рентабельность в животноводстве.

Цены на зерно на внутреннем рынке в этом сезоне действительно снизились на фоне рекордного урожая и сократившегося экспорта. Другая сторона вопроса – что зерно нового урожая поступит в виде кормов позже, к концу года. Корма прошлого года закупались по более высокой цене.

Что касается энерготарифов в сельском хозяйстве, налицо дискриминация: частное лицо имеет в одном и том же регионе, районе в 2-3 раза более низкие тарифы, чем сельхозпроизводитель, и при промышленных объемах потребления это дает большую сумму затрат по статье электроэнергии.

В ближайшем будущем будет укрепляться тренд на поиск аналогов в снабжении и замещение. Примером тому служат проблемы с упаковкой и расходными материалами, особенно остро стоявшие в начале года, которые, хотя и не решены окончательно, все же не нарушили работоспособность отрасли и не привели к отсутствию молочной продукции на полках магазинов.

Недостаток молочного сырья и продукции продолжит покрываться импортом. Правда, теперь это будут, в основном, товары из «дружественных» стран, в первую очередь –Беларуси, которая занимает в структуре молочного импорта в Россию около 80%.

Молочный экспорт по сравнению с внутренним производством и импортом у нас невелик. Основная лидирующая позиция – это мороженое. Однако экспортеры могут получить из-за политики и санкций логистические и финансовые затруднения. Так, мы видели случаи выхода из российского сектора крупных западных перевозчиков, например, Maersk.

На потребительском рынке спрос на молочную продукцию сохранится, особенно в бюджетных категориях, и по-прежнему основными рыночными регуляторами остаются доходы населения и инфляционный рост цен.

Вследствие этого потребление в последнее время снижается. Предложение на рынке сужается – в количестве, в качестве, в ассортименте. Что касается ценового фактора, почти все без исключения обращают внимание на цены при покупках.

Отсюда заметна тенденция к росту СТМ (собственные торговые марки). СТМ-сегмент имеет все условия к росту. В целом продолжают оставаться актуальными задачи замещения всех видов производственных ресурсов на отечественные или поставляемые из «дружественных» стран. Это касается запчастей и расходных материалов, заквасок и ингредиентов, моющих средств и реактивов, картона для упаковки.

Как мы уже отмечали, рост цен происходит не сам по себе. Он имеет причины и драйверы.

Рост цен диктуется ростом затрат производителей и переработчиков молока. Рост себестоимости может происходить из-за удорожания производственных ресурсов: сезонного, санкционного, инфляционного, валютного и пр.

Очень существенную роль играют наценки торговых сетей, они составляют 70-100% и даже 150% при сравнительно невысокой маржинальности поставщиков-производителей. Обуздание аппетитов ритейлеров – резерв к сдерживанию цен.

Рыночное ценообразование не предусматривает принудительного ограничения цен, прямого вмешательства в рынок.

А вот говорить об управлении затратами можно и нужно, регулировать весь сквозной затратный механизм от производства молока через переработку к сфере сбыта, в том числе применяя, развивая и усиливая меры государственной поддержки, субсидирования, кредитования, компенсаций и др.».

Источник: dairynews.today

Также в разделе

Комментарии (0)