Первый форум регионов России и Белоруссии

Фильтры

Регион

Новости

Первый форум регионов России и Белоруссии

В Минске прошел Первый форум регионов России и Белоруссии, в котором приняли участие депутаты Совета Республики Национального собрания Белоруссии и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители 20 российских регионов и практически всех областей Республики Беларусь.

По информации организаторов форума, между российскими и белорусскими регионами заключено порядка 200 различных соглашений о сотрудничестве. Одной из главных тем форума стала проблема развития агропромышленного производства. «Российские вести» публикуют выступления членов Совета Федерации Федерального Собрания России — участников форума.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации: Чрезвычайно важной задачей является импортозамещение.

Сегодня открылся двухдневный Первый форум регионов Белоруссии и России. Особую актуальность мероприятию придает то, что оно проходит сразу после подписания в Астане 29 мая президентами России, Белоруссии и Казахстана архиважного стратегического документа — Договора о Евразийском экономическом союзе. Наши парламенты должны оперативно и синхронно ратифицировать этот исторический документ, реализация которого поднимет на новый качественный уровень интеграционный процесс, межгосударственные отношения и который станет мощным стимулом для дальнейшего углубления взаимодействия регионов России, Белоруссии и Казахстана.

Трудно переоценить роль, которую играет межрегиональное сотрудничество в развитии российско-белорусских отношений. 6 белорусских областей и город Минск на постоянной основе взаимодействуют практически со всеми субъектами Российской Федерации. И это сотрудничество дает реальные результаты. Достаточно сказать, что товарооборот, например, Тюменской области с Беларусью составляет 10 млрд. долл. — это почти четверть объема всего товарооборота между нашими странами.

Сегодня мы обсуждаем возможности и перспективы взаимодействия в особенно важной для нас сфере — сельском хозяйстве. Цель — развитие агропромышленных комплексов наших стран, обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства.

В этом направлении нам уже удалось добиться хороших результатов.

Отмечу заметный рост объемов двусторонней торговли аграрной продукцией. Так, в 2013 году, по сравнению с 2012 годом ее экспорт из Белоруссии в Россию увеличился в 1,5 раза, а из России в Белоруссию — вырос в 1,3 раза.

Одним из важнейших инструментов развития экономической интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь является реализация совместных программ и проектов. Сегодня выполняется Программа Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012—2015 гг.».

Результатом совместной работы должно стать полное самообеспечение продовольственного рынка обеих стран свежим и переработанным картофелем собственного производства и продукцией из ценной сельскохозяйственной культуры — топинамбура.

Мы также тесно сотрудничаем с Белоруссией в области селекции и семеноводства. Нужно отдать должное белорусским специалистам, имеющим впечатляющие успехи в этом деле. Белорусские сорта и гибриды отличаются высокими потребительскими качествами, хорошей урожайностью, устойчивостью к неблагоприятным внешним условиям. В России за последние годы допущены к использованию 98 белорусских сортов и гибридов. Это замечательный результат нашего взаимодействия.

Сотрудничество в сфере селекции и семеноводства сельхозкультур особенно важно в решении проблемы продовольственной безопасности.

Наряду с прочим, проблема безопасности становится чрезвычайно актуальной на фоне агрессивного распространения в мире генно-модифицированных организмов, так называемых ГМО.

Известно, что хозяйства, перешедшие на возделывание трансгенных культур, попадают в полную зависимость от производителя семян и не могут самостоятельно осуществлять репродукцию растений. Неизвестны также и последствия влияния ГМО продукции на здоровье людей.

В этих условиях нам необходимо создать жесткую систему контроля за оборотом генно-модифицированных организмов, ужесточить условия ввоза генно-модифицированной продукции.

Совершенно очевидно, что проблема ГМО — это вопрос глобального масштаба. В этой связи представляется целесообразным предложить нашим заинтересованным ведомствам — прежде всего Минсельхозу, Минздраву, МИД — подготовить и внести на Генассамблее ООН проект резолюции о создании совместной с ФАО и ВОЗ рабочей группы экспертов с целью выработки рекомендаций по использованию новых и генетически модифицированных источников пищи.

Совместные усилия наших аграриев следует также направить на организацию масштабного производства экологически чистой органической продукции, которая сегодня очень высоко ценится в мире.

Отмечу, что в России в настоящее время ведется подготовка проекта федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Было бы правильно обсудить этот проект с белорусскими специалистами. В Совете Федерации мы такую работу проведем.

Также нам необходимо обеспечить защиту потребителей от некачественной и фальсифицированной агропродукции. Задача чрезвычайно актуальная.

Приведу один пример. В 2012 году по требованию Роспотребнадзора России были сняты с реализации 78 тыс. партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, причем импортных партий было всего лишь 8%.

В связи с этим, особенно это касается России, считаю необходимым законодательно усилить ответственность за нарушение требований технических регламентов. Нам также необходимо продолжить работу по совершенствованию системы государственного контроля качества продовольствия и ее гармонизации в рамках ЕАЭС.

Хотела бы привлечь внимание к Концепции согласованной агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, принятой в мае 2013 года. В Концепции определены основные направления дальнейшего углубления интеграции в области сельского хозяйства, ставятся конкретные задачи.

Нам, парламентариям, предстоит выполнить большой объем работы, поскольку необходимо законодательно закрепить такие положения, как регулирование общего аграрного рынка, выработка единых требований в сфере производства и обращения продукции, обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса, государственная поддержка производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Следует признать, что пока страны Таможенного союза не обеспечивают насыщение общего рынка товарами собственного производства. Объемы импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия остаются весьма значительными. Особенно остро эта проблема стоит перед Россией.

Достаточно сказать, что если совокупный объем производства продукции сельского хозяйства стран Таможенного союза эквивалентен

128 млрд. долл., то объем импорта такой продукции и продовольствия достиг 44 млрд. долл., т.е. 1/3 наших потребностей покрывается за счет импорта. В России импорт только растениеводческой продукции в 2013 году составил без малого 15 млрд. долл., а говядины мы ввезли в том же году почти 850 тыс. тонн. Понятно, что с таким положением мириться никак нельзя. В последние годы немало сделано, чтобы переломить эту опасную тенденцию. Неплохо обстоят дела по зерну, мясу птицы и свинины, но в целом ситуация у нас остается сложной.

В этих условиях чрезвычайно важной задачей является импортозамещение. Но не только. С учетом огромного потенциала стран Евразийского экономического союза, по оценкам экспертов, мы можем и должны стать крупными поставщиками продовольствия на мировой рынок. Однако, оценки оценками, а надо более активно двигаться вперед. Поэтому нам всем, и парламентариям, и регионам, и открывшемуся форуму необходимо заострять сельскохозяйственную проблематику и всемерно способствовать развитию агропромышленного комплекса, обеспечению продовольственной безопасности.

Геннадий Горбунов, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию: Внедрение ГМО в мире носит характер экспансии

Прежде всего, несколько слов непосредственно о взаимодействии Беларуси и России в агропромышленной сфере.

Постоянно растет взаимный товарооборот сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Налажено взаимное сотрудничество в областях животноводства, сортоиспытания, ветеринарного надзора, мелиорации, подготовки кадров и обмена информацией, сельскохозяйственного машиностроения, а также рыбного хозяйства. Реализуется ряд совместных программ Союзного государства, в том числе программы по развитию производства картофеля и топинамбура, по разработке перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов, ведется подготовка программ по инновационному развитию льняного комплекса, по разработке перспективной системы машин для реализации ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства основных видов сельскохозяйственной продукции Республики Беларусь и Российской Федерации.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что Республика Беларусь и Российская Федерация, а также Республика Казахстан являются государствами-членами Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), что во многом обуславливает особенности их взаимоотношений в агропромышленной сфере. Необходимо отметить, что вопросы, касающиеся сотрудничества России с государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в агропромышленной сфере, рассматривались в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации (по итогам принято постановление Совета Федерации от 27 марта 2013 года №93-СФ «О мерах по развитию агропромышленного комплекса в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и участием в Таможенном союзе»), в рамках мероприятий, проведенных в ходе выездных заседаний Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе (в городах Самаре и Пятигорске), на заседаниях комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей экономики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее — ТС и ЕЭП). Страны ТС и ЕЭП располагают существенным потенциалом и могут увеличивать вклад в решение проблемы мировой продовольственной безопасности, для чего требуется повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Пока страны ТС и ЕЭП не обеспечивают насыщение общего рынка товарами собственного производства, объемы импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия остаются весьма значительными.

Среди основных задач, стоящих перед странами ТС и ЕЭП следует выделить, прежде всего, следующую — это проведение и развитие согласованной агропромышленной политики.

Согласованная агропромышленная политика подразумевает комплекс инструментов и механизмов регулирования общего аграрного рынка, направленных на дальнейшее развитие интеграции, устранение барьеров свободного перемещения товаров, обеспечение продовольственной безопасности и устойчивости сельскохозяйственного развития, которые будут реализовываться на основе согласованных целей и задач, экономических индикаторов, путем проведения поэтапной гармонизации и унификации законодательства государств-членов ТС и ЕЭП.

К настоящему времени подписан ряд соглашений, например, Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, Соглашение Таможенного союза о карантине растений, Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйств. Принят ряд технических регламентов, например, «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности молока и молочной продукции».

Особо отметим важность Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года. Данное Соглашение принято с целью ограничения применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю. Вместе с тем предстоит продолжить работу по синхронизации условий функционирования АПК России и других стран ТС и ЕЭП, в том числе с учетом того, что уровень мер государственной поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, существенно различается в странах ТС и ЕЭП.

На сферу агропромышленного производства и аграрного рынка распространяются отдельные механизмы координации и регулирования, которые приняты в рамках других международных договоров, составляющих нормативную правовую базу ТС и ЕЭП. Кроме того, в государствах-членах приняты на государственном уровне долгосрочные программы развития сельского хозяйства, однако их положения не в полной мере учитывают возрастающий уровень интеграции в рамках ТС и ЕЭП, а прогнозы развития аграрной отрасли не в полной мере отражают потенциал общего аграрного рынка.

Сегодня необходимы новые подходы к развитию агропромышленного комплекса, которые объединили бы дальнейшие достижения в науке и агротехнике, и придали бы аграрному сектору большую сопротивляемость к негативным факторам, как природно-климатического, так и финансово-экономического характера.

В этой связи особое значение имеет разработанная и утвержденная главами государств 29 мая 2013 года Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ТС и ЕЭП. В указанном документе обозначены основные направления дальнейшего развития интеграционного взаимодействия в области сельского хозяйства.

Цель согласованной политики состоит в эффективной реализации ресурсного потенциала государств для оптимизации объемов производства продукции, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта.

Среди задач согласованной политики можно выделить сбалансированное развитие производства и рынков, обеспечение справедливой конкуренции, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок. Основными мерами реализации указанных задач являются — прогнозирование в агропромышленном комплексе, государственная поддержка производства и переработки сельскохозяйственной продукции, регулирование общего аграрного рынка, единые требования в сфере производства и обращения продукции, обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса, интегрированное информационное обеспечение АПК.

В целом следует отметить, что необходима целостная политика в вопросах развития сельского хозяйства, регулирования общего аграрного рынка, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, а также продовольственной безопасности.

При этом стратегической задачей является не только импортозамещение, но и активный выход на зарубежные рынки. Страны ТС и ЕЭП могут стать крупными поставщиками продовольствия на мировой рынок и внести вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности.

В связи с этим особое значение имеет такое чрезвычайно актуальное направление, как производство экологической, или иначе говоря, органической продукции, в том числе и в целях ее экспорта. Представляется целесообразным рассмотреть возможность объединения усилий как в рамках государств-членов ТС и ЕЭП, так и в рамках двустороннего сотрудничества Белоруссии и России по развитию данного направления. Отметим, что в России в настоящее время ведется подготовка проекта федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем в рамках взаимного сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса имеется и ряд проблем. Это, например, ситуация, связанная с поставками ряда видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Россию через Белоруссию из третьих стран, мяса и мясопродуктов, семенного и продовольственного картофеля, а также посадочного материала, не соответствующих требованиям фитосанитарной безопасности, и особенно — молока и молокопродуктов.

Необходимо также подчеркнуть, что в современных условиях важнейшее значение имеют вопросы качества и безопасности производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При этом требуется усиление контроля за качеством поставляемых на территорию ТС и ЕЭП сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ее соответствием действующим техническим регламентам. Особое внимание необходимо уделить обеспечению надлежащего контроля за продукцией, содержащей генно-модифицированные организмы (ГМО).

В настоящее время это один из наиболее острых вопросов, стоящих не только перед государствами-членами ТС и ЕЭП, но и многими другими странами мира. Обоснованную озабоченность вызывают возможные последствия для людей, животных и экосистемы от массового коммерческого использования ГМО. Помимо медицинского аспекта, существуют и весомые аргументы в пользу вреда от использования ГМО для экономики.

Внедрение ГМО в мире носит характер экспансии. Так, один только годовой оборот семян ГМ-культур, по имеющимся экспертным оценкам, составляет порядка 50 миллиардов евро. При этом мировые лидеры трансгенной индустрии (в первую очередь американская корпорация «Monsanto»), добились того, что геномы трансгенных организмов охраняются авторским правом.

Фермеры, перешедшие на возделывание трансгенных культур, попадают в полную зависимость от производителя семян и не могут самостоятельно осуществлять их репродукцию. При этом значительная часть трансгенных организмов стерильны, то есть полученный урожай невозможно использовать как семенной материал, поскольку он не дает всходов. При этом трансгенные растения активно переопыляются с нормальными, что вызывает необратимые изменения их генома. Полученный урожай также зачастую стерилен. Тем самым наносится необратимый вред биологическому и сортовому разнообразию страны, в которой начитается возделывание ГМ-культур.

Важно отметить, что в мире отсутствует практика возврата от выращивания ГМ-растений к выращиванию растений с нормальной селекцией. Таким образом продвижение ГМ-технологий в мире приближает ситуацию, при которой производители ГМ-семян смогут контролировать мировое производство продуктов питания.

Помимо экономической опасности ГМО в аграрной сфере, следует отметить экономический аспект и в сфере здравоохранения. По мнению ряда зарубежных экспертов, увеличение количества аллергических больных в течение последних 20-лет в 4-5 раз служит следствием усиленного потребления различных видов пищи, в которой содержатся аминокислоты, производимые ГМО.

Применение в Белоруссии и России ГМ-технологий и потребление населением генетически-модифицированных продуктов может нанести прямой вред здоровью российских и белорусских потребителей.

Представляется необходимым незамедлительно рассмотреть вопрос о возможности максимально ужесточить условия ввоза на территорию государств-членов ТС и ЕЭП, в том числе Белоруссии и России, генно-модифицированной продукции.

Антон Беляков, член комитета Совета Федерации по экономической политике: Россия должна стать мировым производителем экологически чистых продуктов питания

Еще в феврале в Государственную Думу был внесен и сейчас находится на экспертизе в правительстве законопроект, вводящий запрет на оборот в России генетически модифицированных пищевых продуктов. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон « О качестве и безопасности пищевых продуктов». Сегодня этот вопрос широко обсуждался на Первом форуме регионов Белоруссии и России.

Наш законопроект подготовлен на основе анализа международного экологического права, а также основных принципов аграрного и экологического права Европейского Союза.

На территории ЕС создано 174 зоны, свободные от ГМО. Оборот генно-модифицированных продуктов не допускается на территории Австрии, Греции, Польши и Швейцарии.

Полный запрет на использование трансгенов в России необходим на период создания соответствующей системы контроля, которая могла бы по различным критериям оценивать безопасность каждого продукта питания. Россия должна использовать свой шанс стать мировым производителем экологически чистых продуктов питания, спрос на которые растет с каждым днем.

Тем более, что общественное мнение складывается в пользу нашей инициативы — последние четыре года работы по противодействию обороту ГМО не прошли даром. Насколько нам известно, и в исполнительной власти все с большим пониманием воспринимают перспективу превращения России — как производителя и потребителя — в страну экологически чистых продуктов.

В этой связи отмена пресловутого постановления правительства №839 стала бы принципиальным и правильным шагом. Этот документ разрешает производство генетически модифицированных продуктов и их оборот на территории России с 1 июля 2014 года. Еще есть время остановиться: отмена данного решения означала бы, что мы не добавим себе новых серьезных проблем, опасность которых уже поняли страны, не создавшие вовремя преград на пути распространения ГМО.

Безусловно, есть сложности, связанные с международными договоренностями по линии ВТО и Таможенного союза, но, если речь идет о здоровье нации, они преодолимы.

Следует обратить внимание и на то, что до недавнего времени Россия являлась одной из немногих стран мира, где генетически модифицированные компоненты могли входить в состав детского питания.

Есть и иной аспект проблемы, и он связан с новыми для России возможностями, позволяющими ей занять весьма удачное и прибыльное место в мировой экономике: нишу производителя экологически чистых продуктов питания. Это вполне реально, так как наше сельское хозяйство сегодня в значительной степени освобождено от ГМО и иных «стимулов», прибавляющих урожай и привес, но не здоровье. У нас фермерские хозяйства ориентируются, как правило, на развитие экологически чистого производства. И эту тенденцию следует поддерживать и поощрять — и законодателям и государству в целом. Особенно с учетом того, что спрос на «чистые» продукты постоянно растет и в перспективе — абсолютно уверен — будет колоссальным.

Виктор Ровин

Источник: rosvesty.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Milknet в Telegram

Чат для торговли молочной продукцией бесплатно
Подписаться