Фантазия торговцев, ищущих рынки сбыта, не знает границ.
Начался новый учебный год. Для переработчиков молока это важный период. Ведь во многом благодаря севшим за парты школьникам с сентября обычно восстанавливается спрос на молочную продукцию. Но в этом году все не так. О проблемах отрасли Телеграфу рассказал председатель правления акционерного общества Tukuma piens Эдмунд Янсонс.
Учебники «съели» финансы
— Восстановился ли спрос на вашу продукцию?
— Потенциал-то есть, а вот на деле все не так просто. Родители потратили большие средства на приобретение учебников, одежды и обуви, даже проездные билеты для школьников подорожали вдвое. И, увы, сегодня не у каждого осталось достаточно средств на ежедневный стакан молока для своего чада. Однако, думаю, с октября дела пойдут лучше. Хотя, конечно, кризис не даст нам выйти на рубеж прошлого года.
— Не только кризис. Усиливается и международная конкуренция. Кстати, насколько латвийских производителей волнует введенный недавно в России запрет на ввоз литовской молочной продукции?
— Этот вопрос можно разделить на две части. Одна — как наши соседи работают ежедневно. Их продукция уже хорошо известна на нашем рынке, а за счет солидных объемов они могут давать хорошие цены. Так что литовцы завоевали немалую часть латвийского рынка. Мое же мнение таково: выбирая литовские молочные продукты, наши жители, что называется, кусают свою руку. А поддерживая своих производителей, они, в принципе, помогают сами себе. Ведь пока наша отрасль жива, у занятых в ней людей есть работа, в бюджет платятся налоги и т.д.
То, что литовские предприятия получили отказ в экспорте в Россию, очень опасно для нас, потому что в Литве теперь остается много излишков молочных продуктов и молока. Они стараются продавать их везде, где только можно. И в первую очередь в Латвии. Да, у латвийских потребителей сейчас есть хорошая возможность закупаться. Но, с другой стороны, если будут покупаться по большей части литовские продукты, то латвийские останутся на полках. И латвийским предприятиям, конечно, придется пережить трудные времена.
Ну а литовцев рынок маленькой Латвии все равно не спасет. Такие объемы, которые шли в Россию, во много раз превышают весь наш рынок. Конечно, сыр и масло могут храниться дольше, но есть и позиции, у которых срок хранения короткий. Вероятно, литовцы просто перестанут их производить. В связи с чем закупочная цена на молоко в Литве может снизиться.
Почему иностранные буренки дешевле наших
— Не только литовские, но и польские, германские молочные продукты у нас в магазинах давно не редкость. С другой стороны, в прессе была информация о том, что Рижский молочный комбинат заключил договор на поставку молока в тетрапаках в Сингапур. Есть также сведения о возможных поставках в латвийскую розницу молока из Испании. Вроде бы даже с учетом расходов на доставку себестоимость продукта будет на 20% ниже той, что мы имеем в Латвии. Как к этому относится латвийский производитель?
— Да, торговцы ищут по свету самый привлекательный товар. И не исключено, что какая-то из сетей вскоре начнет даже молоко в тетрапаках завозить к нам из Испании. Конечно, логичнее, чтобы испанское молоко оставалось в Испании, а латвийское — в Латвии. Но если есть проблемы с реализацией, каждый старается найти другие рынки. Хотя сегодня цена молока у нас в магазинах на 40% ниже, чем была в начале года. Так что искать еще какие-то варианты «на стороне» вроде не имеет большого смысла.
— А если вам предложат поставлять сырье по цене ниже на 20—25% по сравнению с местным рынком, как вы поступите?
— Вопрос для дискуссии. Сразу хвататься за такой шанс я бы не стал. Нам невыгодно прерывать отношения со своими поставщиками: сегодня ситуация такая, в следующем году, возможно, она изменится. И мы — за долгосрочные договоры. Но если произойдет то, о чем вы говорите, я подумаю. Ведь мы могли бы произвести масло и продать его, например, Грузии.
— Есть ли случаи банкротства крестьянских хозяйств в последнее время?
— Мы работаем с 240 поставщиками, пока я не слышал, чтобы кто-то по-настоящему обанкротился. Хотя в СМИ такая информация попадается…
— Вы чем-то им помогаете?
— Мы помогаем, главным образом, тем, что регулярно, без срывов платим им за поставленную продукцию, информируем их о том, что происходит на рынке. Поэтому они в курсе и могут четче планировать свою работу. С их стороны, конечно, мы ждем высококачественный продукт — молоко. Больше мы сделать ничего не можем: кредитовать их нам не по силам. Средства, которые удается заработать, мы инвестируем в развитие.