С 1 июня 2020 года в силу вступает закон об обязательном введении национальной системы маркировки и прослеживания продукции «Честный ЗНАК» на предприятиях молочной промышленности.
Тема интересна всем, кто попал «под горячую руку» госорганов и оказался вынужденным участником сначала экспериментального, а потом и обязательного запуска системы. (Что интересно, эксперимент еще не завершен – планировалось, что он будет продолжаться до 29 февраля 2020 года, а дата официального запуска уже назначена). Шумихи много. Конкретики – мало. Понимания и структурированности информации – еще меньше.
Мы погрузились в тему, рассмотрели ее «в разных плоскостях». И готовы поделиться: как предстоящие изменения видим мы. На данный момент времени и не претендуя на истину в последней инстанции, потому что многое еще не определено.
У меня нет цели давить «на больное» производителям молока и молочной продукции и рассуждать о том, хорош и нужен ли «Честный знак», как система, или не очень. Это пустая трата времени, учитывая, что закон уже принят и обжалованию не подлежит. После драки кулаками не машут.
Цель данной статьи – разложить на простые составные части сложную и не везде понятную с точки зрения мотивации/ технической реализации/ последствий систему.
Цели и задачи системы маркировки
По официальной версии, цифровая платформа направлена на то, чтобы принести пользу всем участникам молочного рынка. Внесем конкретику – кому именно и в каких вопросах стоит ожидать новых возможностей. А инструменты пути и инструменты их достижения рассмотрим в следующих пунктах.
Для потребителя
Для бизнеса
Для государства
Модель функционирования системы маркировки «Честный знак»
Рассмотрим последовательность шагов, с помощью которых в системе будет собрана вся необходимая для соответствия внешним контролирующим органам информация.
Производитель наносит цифровой код на товар.
Весь путь товара фиксируется на каждом этапе.
В магазине сканируют код товара и размещают его на полке.
Товар продали на кассе в системе «код вышел из оборота».
Потребитель может увидеть всю правду о товаре в мобильном приложении. И в случае обнаружения несоответствия передать данные о контрафакте в Роспотребнадзор.
Необходимое оборудование
Оборудование для криптографической защиты штрихкода
Оборудование для формирования кода маркировки с применением криптозащиты. Встроено во внутреннюю систему производителей.
Выполняет следующие важные задачи:
Оборудование для регистрации выбытия в случае, когда не осуществляется продажа товара.
Необходим тем, у кого есть передача товара без продажи конечному потребителю, например, списание брака, передача дистрибутору и т.п..
Фискальный накопитель для ККТ, позволяющий осуществлять проверку средства идентификации и передачу данных в информационную систему «Маркировка».
Необходим тем, у кого происходит продажа с кассовой техники, т.е. для конечных продавцов.
Оборудование для печати и опознавания средств идентификации
Позволяет напечатать и нанести заранее сформированный индивидуальный штрихкод маркировки на единицу готовой продукции.
Предназначено для объединения экземпляров готовой продукции в транспортную упаковку. Оборудование распознает экземпляры готовой продукции, сложенные в одну тару (коробку или паллет) с помощью технического зрения или ручного сканера, формирует групповой штрихкод и печатает его на самоклеящихся этикетках для нанесения на групповую упаковку.
ЦРПТ предлагает некоторые варианты оборудования для решения данных задач. Однако, они далеко не всегда применимы на предприятиях пищевой промышленности. По мнению специалистов нашей компании, основанном на отраслевой экспертизе, в каждом конкретном случае надо использовать свой вариант оборудования.
Возможные варианты сериализации и агрегации, характерные для молокозаводов.
Все операции производятся на одном рабочем месте, где установлены весы и принтер печати этикеток для нанесения на экземпляр готовой продукции и групповую упаковку.
Например, Espera или Bizerba. По неофициальным источникам, вышеупомянутые системы планируют в ближайшее время реализовать поддержку «Честного ЗНАКА», что явно облегчит работу пользователей и позволит осуществлять маркировку на этих линиях автоматически. Но это неточно J
Сериализация реализуется конвеерными принтерами на линии.
Дальнейшая агрегация – путем технического зрения.
Маркировка единицы готовой продукции в типографии.
Агрегация может производиться с помощью технического зрения или с помощью ручного сканера.
Умышленно не стал вдаваться в подробности и разбирать каждый пункт, потому что считаю данный вопрос достойным вынесения в отдельный самостоятельный материал.
Взаимодействие систем «Меркурий» и «Честный знак»
Все данные о сырье, из которого был произведен готовый продукт, передаются в систему «Меркурий». В системе формируется производственный ВСД.
Стыковочной операцией между системами «Меркурий» и «Честный знак» является выпуск готовой продукции. На этом этапе происходит сериализация и агрегация продукции и формирование отчета о нанесении кода маркировки.
Далее все перемещения товара отслеживает система «Честный ЗНАК».
Варианты взаимодействия ФГИС «ВетИС» и информационной системы мониторинга
А теперь давайте рассмотрим саму механику процесса. А именно, через какие инструменты может передаваться информация между «Меркурием» и «Честным ЗНАКОМ», чтобы избежать дублирования.
Вариант 1. Через единый API
Вариант 2. Через единый веб-интерфейс систем «Меркурий» и «Честный ЗНАК»
Выводы в разных плоскостях
Вступление закона в силу – это вопрос времени. Но сам факт неизбежен. Вероятно, как и с Меркурием, сроки сдвинутся. (Уж совсем не верится, что к 1 июня все будет готово к адекватному запуску).
Однако судя по активности рынка, пора готовиться. Предлагаю начать по китайскому принципу маленьких шагов, совокупность которых станет равной огромному скачку вперед.
Главное, не забыть, что маркировка встраивается в систему учета предприятия. И нужно понимать общую картину целиком, а уже только после этого действовать.
Автор – Андрей Шишкин, управляющий партнер компании «Константа»
Источник: Milknet.ru
Новости milknet – читайте в нашем телеграм канале Подписаться