Латвия: высохнет ли молочная река?

Фильтры

Регион

Новости

Латвия: высохнет ли молочная река?

Не прошло и месяца с тех пор, как после очередного снижения закупочной цены на молоко глава Рижского молочного комбината Хенрийс Фогелис (на снимке) в разговоре с «Часом» заявил, что опускать цену еще больше комбинат не имеет морального права, поскольку это грозит крахом крестьянским хозяйствам. Однако держать слово в условиях экономического кризиса, похоже, становится непозволительной роскошью. И посему с 1 марта цены на закупку молока РМК снизит еще на три сантима за литр. Практически одновременно с этим РМК призвал правительство объявить в отрасли чрезвычайное положение.

Глава Рижского молочного комбината призывает правительство объявить в молочной отрасли чрезвычайное положение

Нет сил терпеть убытки!

При других обстоятельствах снижение комбинатом закупочной цены на молоко можно было бы расценить как преднамеренное убийство. Ведь молокопераработчики прекрасно понимают, что те цены, за которые они готовы покупать молоко у крестьян, несовместимы с жизнью. Однако пойти на эти антигуманные меры комбинат толкает бедственное положение в отрасли в целом и на предприятии в частности. И хотя господин Фогелис не стал называть точные цифры убытков, тем не менее заверил, что дела обстоят более чем тревожно.

- Отмечу, что пока мы уменьшаем лишь закупочную цену, но не объемы принимаемого молока. Это решение было вынужденным, так как мы больше просто не в состоянии работать себе в убыток, - говорит господин Фогелис.

Глава комбината назвал не одну причину, повлиявшую на принятие решения о снижении цены.

Во-первых, это падение потребления молока во всей Европе. В связи с этим Польша и Германия уже снизили закупочные цены до 20 евроцентов. Это привело к тому, что на экспортном рынке латвийского молока оказалось в излишке.

- Плачевным положение было и раньше, но мы надеялись, что правительство поймет, в каком критическом положении мы находимся, и найдет способ компенсировать наши убытки, чтобы мы могли удержаться на плаву хотя бы на период кризиса. Но на прошлой неделе, во вторник, на поддержку экспорта не дали ничего, - говорит Фогелис.

Усугубляет положение латвийского экспорта и то, что Россия стимулирует экономику за счет увеличения таможенной пошлины и девальвации рубля. Это приводит к тому, что предприятия, экспортирующие товар в Россию, были вынуждены снизить цены на свою продукцию.

- Только войти на внешний рынок нам стоило сотни тысяч латов. Мы платили за продвижение каждого продукта в каждый магазин. Особенно это касается российского рынка. Но если мы будем вынуждены покинуть зарубежный рынок, то это повлечет еще большие затраты, - говорит глава РМК.

За уменьшением закупочной цены последует очередное снижение цен на молочные продукты РМК в магазинах. С 1 марта они подешевеют еще на 10- 30 процентов. Напомним, что в январе предприятие уже опустило цены на большинство товаров на 20- 30 процентов. Эти перемены, конечно, не могут не радовать рядового покупателя.

ЧП против отговорок

Понимая, что, снижая закупочную цену на молоко, предприятие загоняет крестьян в угол и что снижение стоимости конечного продукта в условиях кризиса еще не гарантирует повышения спроса на него, руководство РМК решило прибегнуть к радикальным мерам: призвать правительство объявить чрезвычайное положение в отрасли. Смысл? По мнению Хенрийса Фогелиса, подобные меры дадут властям основания для проведения мероприятий по защите местного рынка.

- Сегодня у правительства находится очень много отговорок, чтобы не принимать меры по спасению отрасли. Они прикрываются нормативными актами, из-за которых якобы ничего нельзя сделать, чтобы защитить свой рынок и субсидировать экспорт. Но если в стране объявить чрезвычайное положение, то на какой-то срок мы могли бы прибегнуть к экстренным мерам, - рассуждает глава РМК. - Например, мы могли бы уменьшить количество импортных продовольственных товаров в латвийских магазинах, а также более настойчиво призвать местного покупателя приобретать товары латвийского производства. Ведь сейчас речь не о том, что вкусно или невкусно - речь идет о спасении отрасли, и за это должны взяться все латвийцы!

Молчание как начало конца?

Производители молока уже перестали принимать в штыки сообщения о снижении закупочных цен и очередную новость восприняли с долей обреченного фатализма. Они понимают, что этот шаг переработчика - мера вынужденная. Пугает крестьян другое - неизвестность.

- Годами не было ясности, в каком направлении движется молочное производство. Постоянно велись какие-то неконкретные разговоры, четкой картины, в каком направлении мы движемся, не было. Как нет и четкого ответа от государства, чего нам ждать в будущем, - говорит председатель правления кооперативного общества Piena ceпр и представитель Латвийской ассоциации молокопроизводителей Илзе Айзсилниеце. - Сейчас необходимо разработать программу реабилитации и развития молочного производства. Может, стоит направить силы на помощь тем фермерам, у которых больше 30 или 50 коров, а остальные, более мелкие, хозяйства переориентировать, например, на производство мяса.

Как призналась Илзе Айзсилниеце, особую тревогу вызывает то, что затянувшееся молчание относительно дальнейшего развития молочной отрасли уж очень сильно стало напоминать молчание, которое в итоге привело к гибели сахарной промышленности Латвии.

- Нам сейчас говорят: производите, работайте - а есть ли перспектива? - говорит госпожа Айзсилниеце. - На закате сахарной промышленности власти тоже призывали быть активными. Вот народ и покупал дорогостоящее оборудование, хотя судьба отрасли была уже предрешена.

Источник: d-pils.lv

Также в разделе

Комментарии (0)