В СССР литовскому молочному хозяйству повезло: интервью директора Центра содействия сельскохозяйственному рынку Латвии

Фильтры

Регион

Новости

В СССР литовскому молочному хозяйству повезло: интервью директора Центра содействия сельскохозяйственному рынку Латвии

Может ли Латвия сама себя прокормить? засилье на прилавках супермаркетов более дешёвых продуктов питания из соседней Литвы заставляет задуматься о будущем латвийского сельского хозяйства... Почему литовские сельхозпродукты в Латвии дешевле латвийских? Насколько ещё могут подрасти цены на основные продукты питания? Хлеб, молоко, сыры... Список простых продуктов, становящихся едва ли не деликатесами на столе обычной латвийской семьи, растет из месяца в месяц... Может ли Латвия вернуть себе славу мирового экспортёра бекона, а если нет, то в чем латвийский фермер способен конкурировать со своим европейским коллегой?

Об этом корреспондент ИА REGNUM беседует с экономистом, директором Центра содействия сельскохозяйственному рынку Латвии Ингуной Гулбе.

ИА REGNUM: Может ли Латвия сама себя прокормить?

В принципе - да. Однако современная экономическая ситуация сложилась таким образом, что не все основные продукты питания выгодно производить самостоятельно. Очень многие из них сегодня целесообразней завозить в Латвию -- цена их на латвийском рынке в итоге окажется дешевле той, что могут предложить местные производители. В то же самое время, есть некоторые группы продуктов - в первую очередь это свинина и говядина - которые мы не только могли бы, но и должны были бы производить в гораздо большем объёме. Почему такое не происходит? Ответ на этот вопрос трудно найти с экономической точки зрения - тут работают причины совершенно иного происхождения... К примеру, латвийская говядина -- одна из самых дешёвых в Европе, однако переработчики импортируют говяжье мясо из целого ряда других стран. Хотя, казалось бы, покупай здесь же, под боком, ибо - дешевле!

ИА REGNUM: С чем это связано?

Я не могу ответить на этот вопрос. Повторюсь: с позиций экономики, как науки, этот факт необъясним. Молочные продукты... Их мы производим гораздо больше, чем сами можем потребить, поэтому довольно много экспортируем. Зерновые, кстати, тоже производятся в количестве, достаточном для экспорта... Овощи. В разгар сезона Латвия вполне обеспечивает себя свежими овощами, что же касается периода от ноября до июня, то, понятное дело, те же помидоры и огурцы будут завозиться из тёплых стран. Фрукты... К примеру, яблоки, груши, сливы - этим мы могли бы себя обеспечивать, а виноград, ананасы и апельсины всегда будут импортироваться.

ИА REGNUM: Климатические условия в соседней Литве практически такие же, как и у нас. Однако, латвийский рынок насыщен продукцией литовских производителей -- она, в основном, дешевле, а ассортимент разнообразней. В то же самое время в Литве латвийской сельхозпродукции намного меньше, а если она и встречается, то, как правило, ради ассортимента, так как дороже аналогичной местной. С чем это связано?

Сначала о климате. Все-таки он в более южной Литве немного мягче. Так, например, овощи, фрукты и ягоды там созревают на две, а то и три недели раньше, чем в Латвии. В целом же можно сказать, что Литве повезло. Возьмем ее молочное производство. Если к началу 90-х годов в Латвии был модернизирован только Рижский молочный комбинат, то к моменту развала СССР в Литве успела произойти модернизация большинства заводов молочной отрасли, произведённая ещё на деньги Советского Союза. Поэтому в новых экономических условиях у литовских предпринимателей оказалось серьёзное преимущество перед латвийскими, которым ещё предстояло изыскать средства на обновление производственной базы, взять кредиты (в этом случае произведённая продукция автоматически становится дороже), закупить и установить новое оборудование, наладить выпуск нового ассортимента... Таким образом, латвийским предприятиям, производителям молочного продовольствия, постоянно приходилось догонять своих соседей и конкурировать с ними на уже завоёванном ими рынке. О других причинах более низкой цены, также не имеющих отношения к экономике, можно поинтересоваться в Совете по конкуренции, который, как известно, обнаруживал некоторые нарушения и указывал на вероятность сговора в отношении ценообразования среди ряда импортёров...

ИА REGNUM: Как вы полагаете, в какой отрасли или в каких отраслях латвийские предприниматели все-таки могли бы составить серьёзную конкуренцию на рынке производителей продуктов питания и что необходимо для этого сделать?

Я уверена, что этого можно добиться в каждой из отраслей и не согласна, что латвийским предприятиям заранее уготована роль проигравших. Однако, давайте внимательно посмотрим на то, как выглядит структура латвийских производителей продуктов питания? Чисто исторически сложилось, что в Латвии очень много небольших молокоперерабатывающих предприятий, очень много самостоятельных пекарен, очень много мясоперерабатывающих цехов... С одной стороны - этому можно радоваться, так как чем больше различных небольших производителей, тем выше ассортимент и разнообразней рецептура произведённой продукции, а значит покупателю есть из чего выбирать. С другой стороны - такая децентрализованная структура не является экономически эффективной. И если думать исключительно об эффективности и ценообразовании, то во всей Латвии должно было бы остаться только два-три, например, молочных комбината, которые безостановочно производили бы только обычное простое молоко, обычный кефир, обычную сметану, каждые три часа не переналаживая линии и не теряя время на технические работы по переводу их на производство иной продукции. Все же остальные предприятия специализировались бы на оригинальном, новом молочном ассортименте... Сегодня же латвийские предприятия стараются производить все, ввергнув тем самым самих себя в изнуряющую конкурентную борьбу друг с другом, тратя на неё все свои силы и энергию, вместо того, чтобы сообща конкурировать на местном рынке с продукцией иностранных фирм из той же Литвы, Эстонии, Германии, Финляндии и Дании... Впрочем, раз Латвия избрала такой путь, то потребители должны знать, что он нам дает не самые низкие цены, но - разнообразие продуктов на прилавках магазинов.

ИА REGNUM: В прошлом году Латвия могла похвастаться хорошим урожаем зерна и картофеля. И хотя урожайность эта не сработала на понижение цены на ту же картошку, благодаря ей цена просто не поползла вверх, в то время, как большинство продуктов питания стали намного дороже... Вопрос: с чего бы картофеля собрали больше? Погодные условия улучшились? Крестьяне неверно сориентировались в прогнозах и посеяли больше, чем надо? Регулирует ли каким-то образом Министерство земледелия размеры посадочных площадей накануне сева?

Нет, Министерство ничего не регулирует. Только ориентирует крестьян, предоставляет им информацию о предполагаемой урожайности в тех или иных странах мира, а сколько и что сеять решают сами фермеры. С картофелем получилось вот что: в прошлом году латвийские сельскохозяйственники впервые прекратили выращивать сахарную свеклу - закрылись оба латвийских сахарных завода - таким образом оказались "свободными" довольно большие земляные участки. Они-то и пошли под засев картофелем, зерном и рапсом...

ИА REGNUM: В тридцатые годы Латвия была одним из крупнейших поставщиков бекона в страны Европы. Насколько вероятно, что когда-нибудь наш производитель вернёт стране её былую славу "мясной" республики?

Трудно сказать. В ближайшие годы это вряд ли произойдёт. Сейчас все европейское производство свиного мяса переживает не лучшие времена, связанные с резким подорожанием зерновых, а следовательно - кормовой базы. Фермер, который не успел вовремя запастись комбикормами по более низкой цене, отдаёт своих свиней под нож, отсюда - большое количество предложений и снижение цены на мясо. Да, в Европе кризис. Свиноводство в настоящее время, утрачивает рентабельность. В таких условиях опять-таки нам очень трудно конкурировать. Нет, я не думаю, что Латвии надо заново выходить на европейский рынок с беконом. А уж если на него стремиться, то не с "сырьём" - мы просто не потянем вести конкурентную борьбу с той же Австралией или Новой Зеландией, где климат намного более благоприятен для развития молочной отрасли, или с Францией за объёмы произведённых зерновых - а с продукцией, обладающей высокой добавочной стоимостью.

ИА REGNUM: Например?

Да хотя бы взять наши творожные сырки в шоколадной глазури или варенье. И надо сказать, что ряд латвийских предприятий уже вышли на европейский рынок со своей готовой продукцией, сделанной по оригинальной рецептуре. Нужно выходить на большой рынок с продуктами, отличающимися своей природной чистотой и экологичностью. Для этого у Латвийского бизнеса есть все необходимые возможности. Как то: нетронутые земельные угодья, леса, родники... И, кстати, мы стараемся сегодня позиционировать латвийский продукт на европейском рынке как продукт "здоровый, натуральный, дружественный для человека".

ИА REGNUM: Последний вопрос. В течение всего разговора мы констатировали, что цены на продукты питания в Латвии растут. В подавляющем большинстве случаев у такого роста есть серьёзные экономические основания. До какого уровня возможно продолжение такого рода подорожаний?

По моим прогнозам, цены на отдельные группы продуктов могут ещё вырасти, приблизительно, до 20 процентов. Обращаю ваше внимание: не "на 20 процентов", а "до 20"... Долгие годы наши цены были намного ниже европейских. Сейчас, когда, например, те же минеральные удобрения резко выросли в своей цене - между прочим, в два раза - крестьянин просто обязан это учесть в отпускной цене готового продукта. Так что надо смириться с фактом: дешевле сельскохозяйственная продукция уже не станет. Однако, есть продукты, которые уже дошли до своеобразного ценового потолка и дальнейшее их подорожание возможно только в незначительной мере. Например -- продукты молочные. Если они снова сильно скакнут в цене - люди их просто перестанут покупать. А вот мясо ещё подорожает. Особенно говядина. Стоимость куриного мяса и яиц, я полагаю, немножко, но тоже подрастёт. Это же касается и хлеба. Рыба станет дороже, здесь скажется мировое снижение квот на её отлов. Более точного прогноза, типа "то-то подорожает на столько-то" вам сегодня не даст ни один мировой экономист. Между прочим, такое резкое подорожание продуктов питания во всем мире во второй половине прошлого года не было в своё время предсказано ни одним экономистом. Я сейчас просматриваю всевозможные умные экономические издания и вижу: максимум, куда заглядывают мировые экономические светила в своих прогнозах - это май 2008 года. Дальше - боятся.

ИА REGNUM

Также в разделе

Комментарии (0)