Прогноз: какие изменения ждут молочную отрасль в 2021 году

Фильтры

Регион

Новости

Прогноз: какие изменения ждут молочную отрасль в 2021 году

Накануне нового года «Ветеринария и жизнь» провела опрос среди ключевых экспертов АПК, ветеринарной отрасли и зообизнеса о главных трендах 2021 года.



Людмила МАНИЦКАЯ, Председатель совета – директор Молочного союза России

«ВиЖ»:  Что ждет отрасль в 2021 году в целом? Л

юдмила Маницкая: Молочную отрасль в  2021 году ждет несколько важных событий, которые по-разному отразятся на рынке молока в будущем. А вот в позитивном или негативном ключе – решит сам бизнес.

«ВиЖ»: Как будет меняться производство по сравнению с 2020 годом в вашей отрасли, в том числе в условиях пандемии? В каких регионах, секторах ожидаются новые интересные проекты?

Людмила Маницкая: Во-первых, в  следующем году увеличатся тарифы на энергоносители. Во-вторых, по-прежнему останется затратной часть бюджета молочных предприятий, появившаяся в связи с пандемией. В первую очередь имею в виду затраты на средства индивидуальной защиты и дезинфекторы помещений. Например, на 300 человек персонала молочного завода только на маски в месяц тратится от 1 миллиона рублей.

Пандемия повлияет на перепроизводство предприятий, дооснащение дополнительным оборудованием, выделяющим продукцию из потока всей молочной продукции. В начале года я уже говорила, что продлится это до двух лет, сегодня могу скорректировать прогноз по ощущениям отрасли еще на год. За это время молочная отрасль выработает оптимально новые механизмы, «уйдет» в цифровизацию и торговлю онлайн.

Кроме того, по-прежнему будет прохладным потребительский спрос. Его активизация возможна лишь в среднем и экономном продуктовом сегментах молочной продукции. Боюсь, снова начнется широкое использование заменителей молочного жира.

Канал сбыта молочной продукции через HoReCa будет по-прежнему вялым. Продолжится укрупнение молочного бизнеса за счет банкротства финансово неустойчивых предприятий. Решающую роль будут играть профессионализм руководства организаций и уровень госсубсидирования.

Что касается конкретных цифр динамики производства, то можно спрогнозировать незначительное, в пределах 1–2%, снижение цельномолочного производства, которое всегда считалось индикатором потребительского спроса. При пессимистичном прогнозе оно останется на уровне 2019 года, в пределах 11 миллионов тонн.

Новые комплексы открылись или готовятся к открытию в Краснодарском крае, Московской, Воронежской и Вологодской областях, а также в Удмуртии, Башкирии, Татарстане.

Также в 2021 году продолжится работа над концепцией расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, устранением законодательных коллизий по животноводческим отходам, сохранением нулевой ввозной пошлины на племенной скот и биоматериалы.

«ВиЖ»: Как будет меняться экспорт и импорт продукции?

Людмила Маницкая: В сегменте экспорта, скорее всего, будет увеличение, оно видно и сейчас. Например, в первом полугодии 2020 года Россия экспортировала почти 100 тысяч тонн молока и молочной продукции, что на 36%, или на 73,1 тысячи тонн, больше, чем в аналогичном периоде 2019 года. А за девять месяцев с начала 2020 года этот разрыв увеличился еще на 2% – до 38%.

Но пока мы больше импортируем молочной продукции, чем экспортируем. Эта тенденция может сохраниться и в 2021 году. В первом полугодии 2020 года Россия импортировала 532,5 тысячи тонн молочной продукции. Это в пять раз превышает объемы экспорта. А в первом полугодии 2019-го импорт, составлявший 488 тысяч тонн, в семь раз превышал экспорт в 73,1 тысячи тонн.

Если взять 2019 год, то в нашу страну, по данным ФТС России, было импортировано молочной продукции в перерасчете на молоко 5,5 миллиона тонн, в том числе 85% из двух стран – Беларуси, на долю которой пришлось 80% импорта, и Казахстана с его 5% импорта.

Сокращение импорта и увеличение экспорта будут зависеть от активности бизнеса в этом направлении, а также от государственных мер поддержки.

«ВиЖ»: Чего ожидаете от года Металлического Быка и желаете друзьям и коллегам?

Людмила Маницкая: Желаю скорейшей адаптации к новым условиям. Нужно запастись бизнес-идеями и понять, что как прежде уже не будет и надо двигаться вперед. Молочная отрасль, хрупкая и самая чувствительная ко всем изменениям, будет продолжать работать с оптимистичным настроем. А это важно. Желаю нашим «молочникам» таранить пандемию упрямством и напористостью, присущими быку, который считается главой дойного стада. Хочется надеяться, что в год Быка нашей корове должно быть комфортнее, чем сейчас.

Источник: vetandlife.ru

Также в разделе

Комментарии (0)