Молоко и овощи будут точками роста российского рынка органической продукции

Фильтры

Регион

Новости

Молоко и овощи будут точками роста российского рынка органической продукции

В ближайшие годы производство органики может увеличиваться на 10-12%

По прогнозу Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка, в ближайшие годы российский рынок органической продукции может увеличиваться в среднем на 10-12% в год. При этом динамика его роста будет коррелировать с темпом развития экономики. Более активному потреблению органической продукции могут способствовать эффект низкой базы, а также вступление в силу с 1 января 2020 года закона об органической продукции, который определил принципы ее производства в России и легализовал использование маркировки, считают аналитики банка.

«В мире рост органического производства идет со скоростью 8-10%, а наш рынок в стадии становления, поэтому цифры чуть выше, так что мы закладывали 10-12%», — прокомментировал исполнительный директор Национального органического союза (НОС) Олег Мироненко. Однако, по его словам, многое будет зависеть от того, насколько этот процесс поддержит государство. Если оно включится, то рост может быть и более активным, если же нет, то мы увидим показатели ниже мировых. «До принятия закона об органике в России ежегодно появлялось четыре-шесть органических предприятий, в период ожидания принятия закона их стало уже больше 10», — рассказывает Мироненко.

По оценке ЦОЭ, доля органической продукции на российском продовольственном рынке составляет около 0,1%, или примерно 10 млрд руб. Однако на российские товары приходится всего 10-20% рынка. Отечественные производители пока больше работают в b2b сегменте, значительная часть продукции экспортируется, отмечает центр.

Сейчас российский рынок органической продукции составляет 190-195 млн евро, или около 17-17,5 млрд руб. по текущему курсу ЦБ, говорит Мироненко, соглашаясь, что это небольшой объем от общего российского рынка продовольствия. Долю отечественной продукции он оценивает на уровне 20-30%. «Она постепенно меняется. Сейчас ставится задача не только расширить рынок с точки зрения продаж, но и поменять это процентное соотношение, — отмечает глава НОС. — К 2030 году мы сможем увеличить объем до 3-5 млрд евро, и оптимально, если 50% продаваемой органической продукции будет российского производства». 

По данным Института исследований органического сельского хозяйства (FiBL), объем мирового рынка органической продукции составляет $100 млрд. По прогнозам, к 2024 году он должен удвоиться. США занимают 50% глобального рынка органической продукции, страны ЕС — 35%, Китай — около 10%. По объему внутреннего рынка лидируют Австралия, Канада, Япония, Швейцария. Как правило, на развитых рынках органики ее доля в розничной торговле продовольствием не превышает 5-6%. Исключения — Швейцария и Дания, где этот показатель составляет около 10%.

Переход на органическую модель производства, как правило, сопровождается ростом издержек и снижением производительности, обращают внимание аналитики Россельхозбанка. Эта модель наиболее перспективна в тех сегментах АПК, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже взаимодействуют с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом, отмечают они. Также важным фактором для перехода на органическое производство Россельхозбанк считает долю конкурентоспособных крестьянско-фермерских хозяйств и небольших организаций, способных достаточно быстро изменить формат работы.

«С этой точки зрения мы считаем, что такие наиболее популярные экспортно-ориентированные отрасли как зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля небольших фермерских хозяйств в общем объеме производства, обладают наибольшим потенциалом для развития производства органической продукции», — уточняет руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. Среди конкретных агрокультур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха, отмечают аналитики банка. Также к числу секторов АПК, наиболее перспективных для развития органического производства, они относят овощеводство открытого грунта и молочное скотоводство. А вот в свиноводстве и бройлерном птицеводстве перспективы развития органического производства ограничены из-за высокой концентрации промышленных игроков.

Сегодня первое место по направлениям органического производства занимает молочная продукция — примерно 50%, на втором месте — мясная продукция, далее идут овощи, зерновые агрокультуры и хлеб, перечисляет Олег Мироненко. Это соотношение отличается от мирового: например, в США 40% продаж органики приходится на овощи и фрукты, в Германии 40% — это курица и яйцо. «Что будет преобладать у нас с точки зрения приоритетов — прогнозировать сложно, но мы думаем, что и дальше первые места будут удерживать молочная и мясная органическая продукция, — комментирует он. — К сожалению, российской овощной органики совсем мало, поэтому, когда вы приходите в магазины, органическое молоко, крупы и мясо еще можно найти, а овощи — нет». Мироненко считает, что в ближайшее время государству стоит обратить внимание на органические овощи и фрукты, потому что запрос на них большой, а производителей мало.

По словам Мироненко, росту рынка органической продукции в России может помешать неправильное исполнение закона о ее производстве, а также если государство перейдет из категории поддерживающего сектор в категорию контролирующего. «Мы тогда, скорее, будем убивать отрасль, а не развивать. Бизнес и государство должны найти форму государственно-частного партнерства по развитию органического производства», — уверен глава НОС. Кроме того, развитие сдерживает отсутствие федеральной программы поддержки органического сектора, и то, что не определены приоритеты движения. Мешает и недостаточно развитая системы сертификации, и отсутствие переработки в области органики. «Еще одна проблема — слабая инфраструктура сопровождения органического бизнеса, например, в России отсутствуют органические семена, сертифицированные биопрепараты и биоудобрения, что также сказывается на развитии отрасли», — перечисляет Мироненко.

Источник: Агроинвестор

Также в разделе

Комментарии (0)