Минсельхоз и Минпромторг утвердили рекомендации к эксперименту по маркировке молочной продукции

17 ноября 2019, 09:11

И позиция Союзмолоко: введение обязательной маркировки молочной продукции до проведения оценки целесообразности недопустимо

Минсельхоз, Минпромторг, союзмолоко, маркировка, союзмолоко

Министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров утвердили методические рекомендации по проведению эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции.

Методические рекомендации были разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. №836 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации».

«Действующая система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» контролирует процесс производства и обращения животноводческого сырья и продукции, предотвращает оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, тем самым обеспечивая биологическую безопасность продуктов питания. Маркировка молочной продукции может дополнить эту систему, повысив уровень прослеживаемости от производителя до прилавка. Уверен, данный эксперимент позволит эффективно интегрировать обе системы с учетом интересов бизнеса и конечного потребителя», - отметил Дмитрий Патрушев.

«Документ закрепляет основы и порядок маркировки молочной продукции, в том числе и способы взаимодействия участников эксперимента с информационными системами – ГИС Маркировка и ФГИС «Меркурий». Кроме того, в методических рекомендациях содержатся описание нескольких вариантов интеграции обеих систем с учетом технических возможностей участников оборота молочной продукции. Интеграция двух систем позволяет минимизировать издержки бизнес-сообщества, которое сможет осуществлять работу в режиме «единого окна», а также реализовать сквозную прослеживаемость молочной продукции «от фермы до прилавка», что даст потребителю уверенность в легальности товара», - рассказал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

В проводимом эксперименте по маркировке участвуют переработчики молока, производители сливок, йогуртов и кефиров, молочных сывороток, сыров и творога, сливочного масла, мороженого и некоторых других видов молочной продукции. Поиск оптимальных решений по оптимизации систем прослеживаемости ведется совместно с бизнес-сообществом, в том числе с малым бизнесом и несетевой торговлей, поэтому методические рекомендации могут быть доработаны в ходе проведения эксперимента.

Позиция Союзмолоко

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) считает недопустимым введение обязательной маркировки молочных продуктов до проведения оценки целесообразности ее применения для этой категории продукции.

Такая мера, как введение обязательной маркировки всех категорий молочных продуктов, имеет серьезное экономическое влияние на участников рынка и требует от бизнеса огромных затрат. При внесении подобных изменений, затрагивающих всех участников индустрии, государством предусмотрено проведение оценки регулирующего воздействия. Однако решение о введении маркировки в отрасли было принято в форме Распоряжения Правительства, чтобы избежать такой процедуры.

Первоначально молочная продукция была включена в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке с уточнением, что срок и целесообразность ее введения будут определены по результатам эксперимента.

Принятие методических рекомендаций для проведения эксперимента является обязательным, однако подписание документа состоялось лишь в середине ноября 2019 года - через четыре месяца после условного начала тестирования. Все предложения бизнес-сообщества, ранее внесенные в проект рекомендаций, из итоговой версии были исключены. Предложенные в методических рекомендациях варианты интеграции системы маркировки кодами data-matrix и ФГИС «Меркурий» не позволят бизнесу избежать дополнительных затрат, что является главной целью самой интеграции.

При этом подписанный документ в целом не подразумевает, что затраты бизнеса будут сопоставлены с полученной от введения маркировки молочной продукции выгодой, таким образом экономическая целесообразность введения системы оценена оценена вообще не будет. Необходимость проведения такого анализа закреплена правовыми актами Российской Федерации и Евразийского экономического союза, но все они были проигнорированы.

В заявленном оператором эксперименте не принимают участие крупнейшие российские предприятия, а список участников держится в строжайшем секрете от общественности. Надежность результатов такого эксперимента вызывает серьезные сомнения.

«У отрасли вызывает недоумение, почему столь небрежный и поспешный подход к введению маркировки был выбран именно для молочной промышленности, - говорит генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. - Молочная отрасль является одной из самых сложных отраслей в производстве и логистике, с короткими сроками годности продукта, сотнями форматов упаковки и более чем двумя тысячами заводов, которые не в состоянии переоснастить производство и перестроить процессы ни в срок до 1 июня, ни до 1 декабря 2020 года».

Союзмолоко неоднократно подчеркивал, что нововведение потребует 25 млрд рублей капитальных затрат на покупку оборудования для нанесения маркировки, а также ежегодных затрат на покупку кода для каждой упаковки продукции в 20 млрд рублей без НДС. При этом доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01% или несколько сотен миллионов рублей. В то же время со стороны оператора системы ни разу не были представлены расчеты по комплексным затратам и потенциальной выгоде государства.

Таким образом решение о многомиллиардных затратах для тысяч предприятий молочной отрасли принималось без учета мнения бизнеса и с нарушением законодательных норм.

По мнению Союзмолоко, введение обязательной маркировки является избыточной, затратной и неэффективной мерой, задачи которой уже решаются введенной в 2019 году для всей отрасли системой «Меркурий». Такие действия противоречат не только проводимой государством политики «регуляторной гильотины» и «трансформации делового климата», но и препятствуют достижению отраслью стратегической задачи самообеспечения и выхода на внешние рынки.

Источник: agroxxi.ru

Также в разделе:

Названы ТОП-5 иностранных инвесторов в агросектор Украины...

Россияне стали меньше есть рыбы, мяса, хлеба, овощей и фруктов...

В Петербурге нехватка складов с большой площадью холодильно–морозильных мощностей...

Bloomberg узнал о решении Трампа одобрить первую часть сделки с Китаем...

Минсельхоз: Россия в январе-сентябре увеличила торговлю со странами СНГ на 9,3%...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

В Минпромторге считают, что маркировка товаров не является барьером для их движения в ЕАЭС
13 декабря 2019, 09:33
Как отметил замминистра Виктор Евтухов, маркировка является эффективным инструментом противодействия незаконному обороту товаров Цифровая маркировка не является препятствием для движения товаров на территории ЕАЭС, это эффективный инструмент противодействия незаконному обороту продукции....
Минсельхоз и Минпромторг видят разные горизонты стратегии развития торговли в РФ
3 декабря 2019, 18:44
Разработанная Минпромторгом стратегия развития торговли в РФ рассчитана на период до 2025 года. В Минсельхозе же хотят заглянуть дальше этого срока. "Хотелось бы видеть горизонт планирования в стратегии больше, чем до 2025 года, надо заглянуть чуть дальше, до 2030-2035 года", -...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы:
Горячее предложение