Эмбарго: крестьянин торжествует?

Фильтры

Регион

Новости

Эмбарго: крестьянин торжествует?

Редакцией газеты «Победа» было организовано заседание Клуба деловых встреч по проблемам потребительского рынка в контексте Указа президента РФ В.В. Путина о запрете или ограничениях ввоза сельхозпродукции и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против России. Так благо это или очередная проблема?

Какие в результате эмбарго возможны минусы, или наоборот, какие плюсы? Слово — нашим спикерам: начальнику управления экономического развития администрации Яковлевского района Белгородской области  М.А. МИХАЙЛОВУ, генеральному директору ЗАО «Томмолоко» О.А. ТКАЧЕНКО, руководителю ЛПХ в с. Смородино И.В. ШМАЛЬЦ, начальнику управления по развитию малых форм хозяйствования администрации Яковлевского района Ж.Л. ЗАМУЛИНОЙ. Вёл заседание Клуба деловых встреч главный редактор «Победы» О.В. РАЗМОСКИН.

Прилавки не опустеют!

- Марк Александрович, как Вы прогнозируете, вызовет ли эмбарго какой-либо дефицит товаров на местном рынке?

М.А. МИХАЙЛОВ: Навряд ли это вызовет дефицит. Если и будет дефицит, то не по основной группе продуктов питания, а скорее всего по экзотическим товарам: ананасы, королевские креветки и т.п. Сейчас на уровне правительства проводятся переговоры с другими странами-поставщиками, которые не попали под действие эмбарго. Если и отразится, то скорее всего это коснётся сетевых магазинов, где сложный механизм согласования, организации поставок по каждой «линейке» товаров. У небольшой торговой точки, частных предпринимателей, думаю, проблем не возникнет. Они мобильны и найдут замену товарам, которые попали в перечень запрещённых.

- А что касается цен на продукты питания, повысятся ли они? Крупнейшие производители свинины и мяса птицы, уверили, что с их стороны цены повышаться не будут…

- Предпосылок к повышению цен нет, и, в принципе, все наши производители заверили департамент экономического развития области, губернатора, что роста цен быть не должно. Вырасти могут цены на продукцию, которая не производится у нас, в России. Взять хотя бы фрукты. К примеру, персик испанский дешевле азербайджанского. Поскольку испанских персиков теперь не будет, останутся азербайджанские, поэтому и цена на них будет другой. Если свинина и мясо птицы производятся на нашей территории, то по логике не должно быть всплеска роста цен. Об этом говорили, как президент страны, так и региональные, районные власти. Да, сейчас нужно заполнять эту нишу, и в этом есть определённый «плюс» для наших производителей, но недопустима спекуляция на этом. Сейчас даны чёткие указания ФАСу, управлению экономического развития о ежедневном мониторинге цен на продукты питания. Результаты мониторинга отправляются в Белгород, там аккумулируются и сводка передаётся в Москву, в правительство РФ. Думаю, что бизнес-сообщество с пониманием отнесётся к сложившейся ситуации.

- У районных властей помимо мониторинга есть какие-то реальные рычаги влияния на производителей, продавцов, которые будут нечестно себя вести по отношению к потребителям?

- Если честно, то реальных рычагов практически нет. У рыночной экономики немного иные «правила игры». Есть определённый перечень социально-значимой группы товаров, утверждённый губернатором области, куда входят молоко, кефир, мука, хлеб ржаной и т.д., всего 14 наименований, и на каждое установлена предельная надбавка. За нарушение этих надбавок применяются определённые рычаги воздействия со стороны властей. В остальном работаем методом убеждения, приведения положительных примеров в качестве образца.

Нужно быстро наращивать производство

- Ольга Александровна, как производитель столь важной продукции – молочной –, которая потребляется каждый день, практически каждой семьёй, как Вы видите прогноз развития событий для себя: во благо или во вред это сработает, и изменится ли ценовая политика на вашем предприятии?

О.А. ТКАЧЕНКО: В перспективе, запрет на ввоз импортной продукции сельхозпроизводителю помочь мог бы, если бы мы понимали, на какой срок реально он будет продлён. Сейчас это эмбарго введено только на год. Год для молочного сельхозпроизводства – это не срок. За год реально увеличить мощности, чтобы покрыть полностью потребности наших покупателей, мы не сможем. Что касается молочной отрасли, то я бы сказала так: увеличение спроса по группе цельномолочной продукции я не вижу. И не думаю, что будет дефицит молока, кефира, творога, йогурта, потому что доля импорта в этом секторе была достаточно маленькая, практически у всех заводов есть задел и по мощности, и по сырьевой базе, а если и будет какой-то рост, то он будет колебаться от 6 до 10%, не больше. Это наши предприятия восполнить смогут. Это что касается цельномолочной продукции. Кроме того, в связи с запретом не вижу предпосылок для резкого увеличения цен на эту продукцию. Наоборот, при увеличении объёмов будут снижаться издержки производства.

Но есть категория молочных продуктов, такая как сыры, которая пострадает очень сильно. Доля импорта в этой категории была достаточно высокая. Здесь так просто ситуацию не решить. Во-первых, нужно поддержать на этом этапе наших производителей сыров. Господдержка должна быть адресной и целенаправленной по всем категориям сельхозпроизводителей. А производителям сыров нужно уделить особое внимание. Помочь им в расширении мощностей. Поскольку, зачастую это недешёвое производство. Могу сказать определённо, потому что у нас есть наше подразделение, дочернее предприятие, которое занимается сырами с плесенью. Это вообще уникальный для России продукт. Можно сказать, что для них сейчас наступил «звёздный час», потому что в России только два предприятия, которые производят подобные сыры – «Томмолоко» и «Калория» в Краснодарском крае. Как только случилась эта ситуация с эмбарго, к нам буквально посыпались заказы. На сегодняшний день все эти предложения мы своими мощностями обеспечить не можем. По идее, нам нужно быстро наращивать производство, но быстро и сразу – не получается. Это связано с тем, что требуется закупать дополнительное оборудование, расширять площади. Роль играет всё: длительность поставки оборудования, налаживание технологии производства. А это всё вложения, и вопрос решится не за один день и даже месяц. В лучшем случае, если предприятия не будут ждать, а начнут действовать, они через год смогут увеличить свои площади. Кроме того, надеемся, что в сетевых магазинах будет расширена линейка товаров, которые производит «Томмолоко».

Умерьте аппетиты ритейлеров!

- Знаем, как нелегко выстраивать взаимоотношения производителю с реализаторами, торговыми сетями…

- Да, проблема существует. Если бы ритейлеры поступились хотя бы 2-3% от тех жёстких требований, которые они предъявляют производителям, и эти средства вернулись бы производителям, то на них можно было бы заняться модернизацией и развитием производства. Много торговых сетей федерального значения, поэтому решаться этот вопрос должен тоже на федеральном уровне. Здесь, на местах, это сложно сделать. Если изменятся отношения с торговыми сетями в сторону производителей, то это могло бы помочь без привлечения дополнительных государственных средств.

Если начнут развиваться сырные производства, сыр – это молокоёмкий продукт, следовательно – начнёт ощущаться дефицит сырья. Тут проблема серьёзная, одним годом не обойтись. Если у кого-то есть базы, которые можно реконструировать, перепрофилировать, тогда через год – возможно наладить выпуск сыров. А в принципе, нужно 5 лет, чтобы восполнить рынок качественным продуктом.

Правительство наше во главе с президентом устроили для нашего АПК стресс-тестирование. Резко поменяли условия, чтобы посмотреть, кто к чему придёт, с каким результатом. Кто сможет удержаться на плаву, а кто нет. Как выживет наша Россия с учётом дефицита поставок импортной продукции? Хочется верить, что мы этот тест пройдём.

Фермеры — наша сила!

- Боязнь, в первую очередь, за столицу и мегаполисы, где наполняемость продовольственного прилавка за счёт импорта доходит до 70%. Нам в этом плане проще. Мы сами себя накормим и ещё соседям поможем…

И.В. ШМАЛЬЦ: Если взять объёмы и масштабы нашей страны и сравнить с Польшей, то что получается? Польша за прошлый год произвела до трёх миллионов тонн яблок, а Россия — около 700 тонн. Вот и разница в производительности. Думаю, настал тот момент, который давно должен был настать. Надо отдать землю людям, которые хотят на ней работать, могут, и у них это получается, а не раздавать её рублёвским воротилам. Выращивать продукцию, которая поступала к нам из Голландии, мы можем не хуже, а лучше.

Сложившаяся ситуация даст определённый толчок на развитие селекции в нашей стране. Потому что на нашей земле семена из Голландии, США давали хороший урожай. В нашей стране тоже есть хорошие семена, только их производителям не давали развернуться, себя проявить. Думаю, что это для России будет во благо. Эмбарго станет толчком сельхозпроизводителям делать свою продукцию лучше и качественнее, это будет также шанс для производителей семян. Ведь у нас как? Что посеешь, то и пожнёшь. По масштабам нашей России мы прекрасно сможем заполнить рынок собственной продукцией. Раньше не всем удавалось пробиться на рынок сбыта. Дешёвые семена и дешёвые продукты «забивали» рынок. Теперь такая возможность появилась.

- Скажется ли эта ситуация на ценах?

- Главное, не перегнуть палку, чтобы не создался ажиотаж вокруг продуктов питания. Ведь это может привести к росту цен. Люди напуганы. Где брать? Что делать? Скоро зима. И если говорить о производителе, то он высадил столько продукции, чтобы её до зимы реализовать. Взять хотя бы наше предприятие. Практически, наша продукция уже заканчивается.

Мы занимаемся производством овощной продукции второй год, а также выращиваем виноград, бахчевые: арбузы и дыни. Основная ставка в будущем — на сады. В прошлом году засадили 3,5 га саженцами яблони. Сейчас нашей задачей является сформировать дерево, а потом уже получать плоды. В будущем наше хозяйство будет основываться на производстве яблок. Самое главное, чтобы наше правительство начало помогать сельхозпроизводителям. В том числе, чтобы ставки по кредитам были на уровне Европы, щадящие налоги. А то не успеешь высадить сад, встать на ноги, начинают со всех сторон давить. Фермерам нужно развиваться, и тогда мы сможем накормить Россию качественными продуктами питания. Те же самые арбузы, помидоры, картошка. Зачем их завозить откуда-то, если у нас столько земли пустует.

- Каковы объёмы Вашего производства?

- В данный момент занимаемся скупкой паёв. К осени должны подойти к 30 га. Цель – дойти до 100 га земли, чтобы треть занимали сады. Будем наращивать земли, овощные объёмы, сады. Будем стараться, а если нам ещё помогут, то проблем никаких не будет. На сегодняшний день у нас две торговые точки, надеемся, что в ближайшее время появится третья.

Главное — наладить фасовку

Ж.Л. ЗАМУЛИНА: Думаю, что ничего страшного от запрета не будет. Если мы перестанем возить персики из Турции, начнём завозить из Азербайджана, намного качественнее. Перестали мясо поставлять из Европы или США, есть договорённость с Аргентиной и другими странами Южной Америки.

Ситуация с ценами меняется. И если на ряд товаров на несколько пунктов цена увеличилась, то наши фермеры, наоборот, цены держат на том же уровне, а на ряд продуктов – снижают. В магазинах растёт цена на товары, которые не производятся фермерами.

- Какова перспектива развития фермерских хозяйств на территории района? Сложившаяся ситуация поможет им стать более экономически сильными?

- Во-первых, вырастить овощи в своих фермерских хозяйствах – это 50% успеха. Надо ещё этот урожай сохранить. Любые поставщики, торговые сети будут работать с производителями, если те обеспечат круглогодичную поставку в сети. Во-вторых, продукция должна быть расфасована. Если нет, то подключаются перекупщики, и фермеры теряют свой доход. Взять, к примеру, СПК «Вислое», у которого закупают крупу мешками, тут же по 1 или 5 кг расфасовывают — и так люди зарабатывают деньги, а фермеры теряют. А в принципе они бы сами могли заработать на этом и вложить в своё производство. Также нашим производителям необходимы склады с микроклиматом для хранения продукции в осенне-зимний период. Закупить и смонтировать линию по фасовке – всё это требует немалых затрат.

- Так накормим мы страну?

- Конечно, накормим. Но это должно решаться на уровне государства. Всю свою продукцию фермерам реализовать на рынках и ярмарках нереально, нужны торговые сети. Однако попасть туда очень сложно. Себестоимость в торговых сетях дешевле, но мы берём качеством. Наша продукция экологически чистая. Фермерская продукция как домашняя, она сделана с душой, качественная и ассортимент под потребителя.

Источник: Продмагазин

Также в разделе

Комментарии (0)