В противостоянии кризису молочное животноводство рассчитывает на помощь государства

Фильтры

Регион

Новости

В противостоянии кризису молочное животноводство рассчитывает на помощь государства

Молочное животноводство – одна из отраслей, без которых невозможно представить отечественную экономику. О том, как на этой отрасли отразился финансовый кризис, в интервью «НГ» рассказал Давид Якобашвили – председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн».

– Финансовый кризис резко ударил по ликвидности, привел к сворачиванию и удорожанию программ кредитования. Мы это наблюдаем в разных отраслях, даже нефтяники, которым до сих пор деньги текли рекой, сейчас вынуждены сокращать свои проекты развития. Как кризис ликвидности отражается на вашей деятельности?

– Государство должно выработать программу и помочь, поддержать как молочное, так и мясное животноводство. Пока в 2009 году на поддержку этих направлений выделяются очень небольшие суммы, для всего молочного животноводства – 5–7 миллиардов рублей. Необходимо оказывать более серьезную помощь сельхозпроизводителям, чтобы они могли модернизировать всю отрасль: реконструировать старые фермы и построить новые, приобрести оборудование и внедрить новейшие технологии; чтобы могли покупать высокопродуктивных дойных коров и развивать собственную селекционную базу, приобретать качественные комбикорма. Сейчас в себестоимости одного литра молока 6 рублей приходится на кормление коровы, а 6–8 рублей – это инвестиции – расходы на модернизацию и обслуживание фермы, на погашение кредитов, на оборудование, селекцию, горюче-смазочные материалы...

Получается, что себестоимость литра – 12–14 рублей. Летом же цены за литр опускались ниже себестоимости. Такая ситуация подталкивает не выращивать коров, а резать их. Если у нас не будет долгосрочных кредитов, по которым государство будет компенсировать процентные ставки, то минимум через пять лет отрасль окажется в сложной ситуации. Конечно, такое субсидирование накладно государству, но надо думать о будущем. Все это вместе позволит снизить себестоимость литра сырого молока на 1,5–2 рубля, а если еще на каждого теленка будет выделяться помощь в размере от 3 до 5 тысяч рублей, то это опустит цену на 50–80 копеек.

– Как изменились в условиях кризиса ликвидности ставки по кредитам, которые молочная отрасль может привлекать на свое развитие?

– Большие банки подняли для сельского хозяйства ставку до 18%, а есть уже предложения по 22, 25, 28%. Год-два назад мы находили кредиты по 10–11%, а 12% считалось максимумом. Сельское хозяйство – низкомаржинальный бизнес, в нем нет больших доходов, оно не может справиться с такими ставками. У всех сельхозпроизводителей резко повышается расходная часть из-за дорожающих бензина, электроэнергии и иных трат, связанных с инфляцией. Добавьте к этому и большие расходы на импортное оборудование, требующее обновления. Это все повышает себестоимость производства, удорожает бизнес. Поэтому нам нужны долгосрочные кредиты по выгодным ставкам. Сейчас же мы имеем возможность брать на рынке только дорогие краткосрочные кредиты, которые почти сразу надо уже возвращать, а ведь первый доход от коровы приходит только на четвертый год ее жизни.

– Как кризис сказался на ваших поставщиках и контрагентах, увеличились ли неплатежи за уже поставленную продукцию?

– У них сейчас тоже проблемы. Они также не могут получить дешевые долгосрочные кредиты. Возьмем зернопроизводителей. Закончился сбор урожая, и им нужно отдавать кредиты. Как их отдавать, когда зерно сегодня стоит на 40% дешевле, чем в начале года? Оно во многих случаях дешевле себестоимости. В этом году на селе собрали рекордный урожай зерна, но в основном – это фураж, который за границей не особенно ценится и не востребован. Теперь у нас фуража намного больше, чем было в прошлом году. Это не очень хорошо, так как производителям приходится сейчас его отдавать за бесценок, из-за чего снижается мотивация выращивать такое количество зерна в следующем году. Если государство не выкупит выращенный сейчас фураж по достойной цене, то в будущем году мы засеем меньше площадей. Плюс из-за финансового кризиса велики опасения, что зернопроизводители не смогут в марте следующего года получить кредиты. И в будущем году у нас может быть проблема с урожаем. А отсутствие урожая приведет к сокращению молочного и мясного стада. Еще одна проблема – невозврат денег за товар, поставляемый торговым сетям. Маленькие сети, которым мы давали товар в кредит на 45–90 дней, а иногда и больше, могут объявить себя банкротами. И это будет очень плохо для производителей, ляжет на их плечи тяжким грузом. На эти вещи надо государству обратить внимание.

– Пришлось ли вашей компании как-то корректировать планы из-за кризиса?

– Мы стали более осторожны в вопросах возврата денег за поставленную продукцию. Особых проблем я пока не вижу. Главное, чтобы ничего не произошло с банками и торговыми сетями, с которыми мы работаем, чтобы не объявляли дефолта. Мы также хотим, чтобы не появлялись проблемы у производителей молока, чтобы они не были вынуждены резать коров на мясо, чтобы выплатить кредиты. В этой связи важно, чтобы государство выкупило все излишки сухого молока, не допустило затоваривания рынка и снижения цен ниже себестоимости. Мы сами не можем финансировать наших поставщиков, выкупать у них все производимые объемы сухого молока, отвлекать на это огромные средства. Поэтому мы просим об этом государство. Сейчас в стране производится около 210 тысяч тонн сухого молока, на что уходит 2 миллиона тонн сырого молока примерно по 11 рублей за литр – получается более 22 миллиардов рублей. Чтобы поддержать отрасль, государству надо выкупить хотя бы половину этого объема.

– Считаете ли вы, что в этом году натуральное молоко зимой должно подорожать сильнее обычного, потому что восстановленное из сухого молоко уже нельзя будет называть молоком, а только – молочным напитком, а многие наши граждане психологически не готовы покупать заменители? Насколько подорожает из-за этого пакет продукта под названием «молоко»?

– Эффект от этого если будет, то только через год, потому что уже в январе начнется весенний подъем надоев молока: он наступает уже после 22 декабря – дня зимнего солнцестояния, что позволит увеличить продажи сырого молока. Так что особой потребности восстанавливать молоко не будет. Однако сам факт, что молоко, восстановленное из сухого, должно маркироваться как молочный напиток, негативен. Таким образом его приравнивают к тем товарным позициям, которые сейчас относятся к категории молочных напитков, а это все, что содержит не менее 7% молока. Мы считаем, что переход к новому молочному регламенту в том, что касается молочного напитка, должен быть более плавным, чтобы не возникало массы побочных проблем, например, с изменением упаковки, что сразу сделать не так-то просто.

Источник: ng.ru

Также в разделе

Комментарии (0)