Украина: пути молочные неисповедимы

Фильтры

Регион

Новости

Украина: пути молочные неисповедимы

Перерабатывающие предприятия вряд ли будут увеличивать закупочные цены на сырье, хотя объемы его производства приближаются к сезонному минимуму

День молочного евростандарта прошел в ноябре на Белоцерковском молкомбинате. По этому случаю для журналистов был организован пресс-тур на предприятие. Комбинат появился на карте Киевской области недавно, как утверждает его руководство, «с нуля» согласно директивам Европейского Союза и Международной молочной федерации.

При создании, рассказал генеральный директор предприятия Андрей Раенок, не руководствовались теми директивами, которые есть в Украине от санэпидемстанции или от тех же пожарных. Одна из них — если площадь больше тысячи квадратных метров, то ее надо разбить на меньшие помещения. Тактически, говорят на комбинате, это не правильно, здесь были задачи создать открытое пространство, что позволяло бы обслуживать производственный процесс с начала до конца.

Во время пресс-тура журналистам постоянно подчеркивали: предприятие не берет на переработку молоко от коров из сельских дворов. Хорошо развитая молочная база и близость к регионам со значительным количеством товарных ферм дает возможность использовать качественное сырье.

Экскурсия производственными цехами должна была ознакомить представителей масс-медиа с процессом превращения молока в продукцию. Предприятие, как и каждый молочный завод, начинается с санпропускника. В первую очередь объяснили — стерильная чистота. «У нас здесь, — шутят на комбинате, — политика закрытых дверей». То есть все проходные двери закрываются автоматически.

В раздевалке — отдельно помещение со шкафчиками для грязной одежды, человек заходит с улицы, снимает одежду, идет через душевые — не иначе — в другое помещение, где размещены такие же шкафчики с чистой санитарной одеждой. Только тогда работник может попасть на производство. Кстати, сюда категорически запрещено заносить продукты.

«Хлеб, например, содержит дрожжи, — объяснял А. Раенок, — которые могут оказаться в технологическом оборудовании, микроорганизмы быстро размножаются и вывести их потом практически невозможно. К тому же никому не нужны там насекомые, тараканы и тому подобное...».

Оказывается, натуральные молочные продукты очень чувствительны к микрофлоре. Дрожжи, например, — это убийство для продукции и для завода.

На комбинате действует строгая система контроля — у каждого сотрудника карточка, запрограммированная на определенную зону доступа. Как правило, работник имеет право доступа в одно помещение, и не имеет — в другие. Но карточка директора, похвастался тот, работает везде.

— В лаборатории, — рассказала ее начальник Наталия Кравченко, — большая площадь, чтобы количество помещений отвечало всем европейским требованиям. Есть баклаборатория (посторонним вход категорически запрещен), есть химлаборатория, радиологическая. Есть дегустационная комната — ежедневно выпущенную продукцию дегустирует комиссия, состоящая из специалистов лаборатории, технологов, мастеров, операторов. На этой процедуре обязательно присутствует и генеральный директор.

Во время пресс-тура называлась цифра — в создание комбината вложено 30 миллионов долларов. Конечно, средства окупятся не за год-два, но дело обеспечения населения питьевым молоком и другими молокопродуктами — перспективное. Продукция с цельного молока — это ходовой товар, так как подпадает под категорию «первой необходимости» и пользуется спросом. Он в течение последних лет стабильно возрастает.

В денежном выражении, например, в общегосударственном масштабе, за 2007 год на молоко, кисломолочные продукты и сливки потребители израсходовали более чем 4,8 миллиарда гривен.

Нынче в Украине полтора десятка компаний контролируют три четверти всего рынка молочной продукции. Среди них несколько особенно мощных операторов. Даже между лидерами обостряется конкуренция, одни компании стремительно развиваются, другие теряют завоеванные прежде части рынка. Необходимо отметить: крупными игроками на нашем внутреннем рынке продукции с цельного молока являются компании с иностранным капиталом. Инвесторы видят в этом направлении стабильные прибыли и перспективу дальнейшего развития.

Хотя на самом комбинате утверждают, что сейчас рынок потребления замер. А по некоторым позициям готовой продукции вообще происходит спад. Поэтому, делились во время пресс-тура специалисты молочной отрасли, увеличиваться цена на сырье в ближайшее время вряд ли будет. Хотя, признают, «она сегодня в среднем по стране для населения небольшая — где-то 1,40—1,45 гривни за литр. Но отчасти качество этого сырья не отвечает даже тем деньгам, которые платят».

Закупочная цена молока в Германии, мол, 32 евроцента за килограмм. Пересчитайте на гривни и получите приблизительно ту же цену, которую сегодня платят сельхозпроизводителям. Хотя качество молока отличается — базовые показатели там совсем другие: жир 4,2 процента и белок 3,4 процента, а у нас — 3,4 процента жир и белок — 3 процента.

Нелепостью на комбинате называют требования власти декларировать цены на готовую продукцию. Во многих странах, дескать, товаропроизводитель получает 30 процентов от стоимости продукции, доходящей до потребителя. У нас часто требуют вкладываться в 10—15 процентов. Конечно, в такой маркетинговой цепочке никто не будет работать. Потому как 15 процентов не окупят всех вопросов. Последние документы, принимающиеся в этом плане — в основном популистские. Конечно, игроки рынка их подписывают, но потом ищут пути, каким образом договариваться отдельно. В действительности, если потребитель за готовую продукцию платит, например, 6 гривен, то товаропроизводитель должен из них получить две. Иначе нельзя.

На вопрос: «Как будут меняться цены на готовую продукцию теперь?» на комбинате ответили: пока они будут сохраняться на нынешнем уровне. А дальше рынок покажет — будет ли увеличение потребления, или нет. В зависимости от того, как будет вести себя рынок, так и будут действовать переработчики...

Источник: Голос Украины

Также в разделе

Комментарии (0)