Роспотребнадзор представил план контроля рынка продовольствия до 2030 года

16 марта 2016, 09:04

"Ъ" ознакомился с подготовленным по поручению президента Роспотребнадзором и другими ведомствами проектом новой перспективной системы контроля качества продовольствия.

Роспотребнадзор представил план контроля рынка продовольствия до 2030 года

Возвращения обязательного ГОСТа не предполагается — в проекте "Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года" предлагается создать единую информсистему отслеживания движения продовольственных товаров — от компонентов до готовой продукции — и ввести обязательную госрегистрацию основных видов пищевых добавок. В Роспотребнадзоре ссылаются на то, что на рынке постепенно появляются не только добавки из генно-модифицированного сырья, но и продукты нанотехнологий.

В России появится "Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года" — по данным "Ъ", 4 марта проект этого рамочного документа поступил в Минэкономики из Роспотребнадзора. Стратегию разрабатывают в рамках поручения Владимира Путина, которое он дал правительству летом 2015 года. Как отмечалось в поручении (см. "Ъ" от 24 июля), необходимо создать национальную систему управления качеством пищевой продукции, предусмотрев для этого единый подход к мониторингу и отслеживанию продукции в ходе производства. Это не первая попытка Белого дома заняться продовольствием — в 2012 году правительство утвердило основы политики в области здорового питания до 2020 года, действующие и сейчас. Источник в Роспотребнадзоре сообщил "Ъ", что итоговая версия стратегии может быть представлена в апреле.

Проект констатирует: надо "признать необходимость корректировки понятийного аппарата" в законодательстве о качестве пищевой продукции. В частности, предлагается "расширить список регламентируемых показателей" в системе технических регламентов на продукты питания и предусмотреть госрегистрацию пищевых добавок, ароматизаторов и заквасок (в том числе полученных с помощью генно-модифицированного сырья и нанотехнологий), а также "актуализировать" систему их допуска на рынок РФ. Высказана и идея "предусмотреть для отдельных видов пищевой продукции введение сортности и градаций качества в зависимости от используемого сырья". Сейчас разработанные методы контроля охватывают "более половины" пищевых добавок, на которые установлены регламенты применения, говорится в документе.

Напомним, в РФ действуют обязательные технические регламенты на основные виды продукции, пришедшие на смену советской системе Госстандарта. Актуальный список разрешенных пищевых добавок на территории Таможенного союза утвердила Евразийская экономическая комиссия в 2012 году, список использованных средств производители указывают на своей продукции. В Европейском союзе, отмечалось в докладе практики по вопросам торговли и конкурентоспособности Всемирного банка, действует та же система техрегламентов, вопросы сертификации определяются рынком, а специальные схемы контроля качества продуктов питания приняты для отдельных случаев. Например, они работают при контроле производства продовольственных товаров с защищенным наименованием места происхождения или для "органических" продуктов питания.

В России же "несовершенство правовых и организационных механизмов" приводит к тому, что "на рынке имеет место оборот продукции, не отвечающей потребностям большинства населения", констатируют авторы стратегии.

В мартовском докладе Роспотребнадзора отмечается, что суммарная калорийность рациона россиян увеличилась за последние десять лет, возросло содержание в нем жиров (с 31% до 36,3% при рекомендуемых 30%) и сахара (с 12% до 13,4% при рекомендуемых 10%). "Рост потребления жира и сахара увеличивает среди населения риск развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний",— говорится в докладе. Впрочем, сообщила вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова, в целом объем недоброкачественной продукции в РФ не превышает 6% во всех сегментах продовольственного рынка.

Проект стратегии также предусматривает создание единой информационной системы, которая позволит проследить качество продукции "на протяжении всей пищевой цепи". Ее отсутствие в РФ "значимо" — вероятно, так заявляется в проекте основная цель долгосрочной стратегии. Предполагается, что система Роспотребнадзора через общегосударственную систему маркировки позволит определить происхождение продукции, отследить использование лекарственных препаратов, используемых при производстве, и идентифицировать организации, ответственные за каждый этап производства и обращения.

В проекте отмечается, что это произойдетс использованием "современных технологий маркировки" без конкретных указаний на технологические решения. Однако с апреля 2016 года запланирован сходный эксперимент на территории ЕАЭС — радиочастотными RFID-метками будут маркироваться меховые изделия,— и Белый дом в феврале настаивал на том, что эту систему нужно расширять, в том числе и на продовольственный рынок. Впрочем, все подобные системы обычно работают и без технических новаций, являясь дополнением соответствующих технических регламентов.

Аналогичная предлагаемой стратегии информсистема уже создается, напоминает Илья Лоевский из АНО Роскачество (исследует качество продуктов в торговле, создано в 2015 году по поручению Дмитрия Медведева). По его словам, Роскачество работает над мобильным приложением, с помощью которого можно будет отследить информацию, в том числе опубликованную им на rskrf.ru. В перспективе это позволит проследить качество "от поля до прилавка" и объединить данные, которые собирает Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роскачество и другие ведомства и поставщики информации, говорит он.

Отраслевые объединения производителей пока рассматривают проект стратегии как потенциальный источник угроз своему бизнесу. Глава "Союзмолока" Андрей Даниленко отмечает, что предложения требуют "дополнительных обсуждений" — у ассоциации есть вопросы к документу. По мнению же главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, госведомства уже обладают достаточными полномочиями для контроля качества, а новое регулирование усилит нагрузку на бизнес. "Если мы хотим убить желание что-то производить, давайте дальше регулировать",— иронизирует он. По данным "Ъ", основное недовольство производителей вызывает не столько стремление создать общую информсистему для контроля движения пищевых ингредиентов (она будет полезна и бизнесу), сколько ужесточение регистрации пищевых добавок. Тема сильно мифологизирована среди населения, и, очевидно, производители еды опасаются, что от многих заблуждений в этой сфере несвободны и чиновники Белого дома.
 

Источник: КоммерсантЪ

Также в разделе:

Россия может производить более 35 млн тонн молока ежегодно – Минсельхоз...

Россельхознадзор: Белоруссия – крупнейший поставщик молока в Россию...

Пензенская область занимает второе место по производству сыра в ПФО...

Молоко и молочная продукция подорожали в ноябре для потребителя на 1,4%...

Делегация фермеров из Китая посетило производство ГК «Лосево»...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

На всех молочных предприятиях Сахалина выявлены нарушения СанПиН
30 ноября 2016, 13:13
Роспотребнадзор выявил нарушения санитарного законодательства и требований техрегламента Таможенного союза на всех десяти предприятиях по производству молока на Сахалине, сообщается на сайте ведомства. Кроме этого, в ходе проверок нарушения СанПиН отметили и на 33 предприятиях торговли...
Подведены итоги мониторинга ситуации на агропродовольственном рынке
28 ноября 2016, 09:58
На основных агропродовольственных рынках сохраняется стабильная ситуация Рынок мяса и мясопродуктов.  В январе-октябре 2016 года в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы (в живом весе) составило 8 289,0 тыс. т (+...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: