Нужна ли Украине реформа аграрных льгот?

Фильтры

Регион

Новости

Нужна ли Украине реформа аграрных льгот?

Для получения кредита МВФ Украина должна скорректировать статьи государственных расходов.  Затянуть пояса предлагается, в том числе, представителям аграрного сектора – у них могут забрать основную льготу,   специальный режим налогообложения НДС. 

К чести правительства надо признать, что оно пытается сделать это в формате диалога. 9 апреля Министерство финансов разослало письмо профессиональным объединениям АПК, в котором предложило четыре способа реформирования отраслевой налоговой системы. Бизнес не устраивает ни один из них – и мелкие фермеры, и крупные холдинги говорят о принципиальной важности сохранения, а лучше – увеличения поддержки.

Forbes публикует аргументы обеих сторон.

Тарас Кутовой, народный депутат Украины, первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Один из подходов к стимулированию роста  экономики состоит в увеличении нагрузки на те отрасли, которые и так ее «тянут». Но когда некоторые части организма страдают, а сердце, к примеру, работает хорошо,  то это не значит, что можно перегружать мотор, и не лечить все остальное. Так можно вообще все угробить.

Большая международная поддержка, которая сейчас декларируется, должна быть направлена в те отрасли экономики, в которых у нас провал. С другой стороны, успешным компаниям АПК нужно просто дать возможность развиваться и, как минимум, не мешать им.

В Украине самые большие привлечения на фондовых биржах делали аграрные компании. Спецрежим налогообложения НДС в АПК изначально был введен до 2018 года, и инвесторы ориентировались на этот срок. Если сегодня мы повернемся к ним, и скажем, что меняем правила игры, завтра никто из них не купит ничего нового в Украине. Для привлечения инвестиций нужна стабильность.

В отличие от 2005-2007 годов, сегодня не наблюдается ни инвестиционного бума, ни каких-то предпосылок к нему. Сегодня инвесторы очень рассудительны. Они уже не единожды обжигались, и не нужно усугублять их недоверие к Украине.

Сегодня можно услышать прогнозы, что в следующем маркетинговом году мы получим урожай в 60 млн тонн. Но это не гарантия прибыли, наоборот – это стимул к расходам.  Мы должны понимать, что наша инфраструктура абсолютно не готова к этому, и единственные, кто сегодня развивает ее, это частный бизнес. Элеваторы и дороги возле них строят большие компании. Сегодня мы хотим забрать у них эту возможность. Говоря, что в АПК избыточная рентабельность, мы забываем, что прибыль бывает нераспределенной и реинвестированной. Фактически, у всех предприятий агросектора прибыль реинвестирована в первую очередь в инфраструктуру.

Налоговые преференции – единственная форма поддержки агросектора государством. Монетарного и ценового протекционизма в Украине мы не видим.

Лариса Невинчана, начальник отдела НДС в управлении налоговой политики Министерства финансов Украины

Минфин понимает, что аграрный сектор – стратегическая отрасль для экономики Украины. Письмо с подписью Александра Шлапака, направленное 9 апреля в аграрные предприятия и союзы, не является сообщением об изменении налогового законодательства в АПК. Это предложение начать дискуссию о том, как дальше работать в этом направлении.

Со стороны МВФ есть вопросы относительно того, что бюджет теряет много средств от функционирования специального режима налогообложения деятельности сельскохозяйственных производителей в части НДС. Ежегодно государство поддерживает аграрный сектор примерно на 12-13 млрд гривен. За период действия этого режима государством было вложено 57 млрд. Возникает  встречный вопрос – действительно ли эти деньги тратятся аграрным сектором на собственное развитие.

При расчете объемов государственной поддержки АПК Минфин использует не только математический подход. Мы рассматриваем экономические составляющие этих цифр, и в том числе привлекаем для этого анализа научные учреждения. Одно из них – Национальный научный центр Института аграрной экономики – недавно прислало нам письмо с детальным анализом показателей работы отрасли. В нем акцентируется внимание на том, что почти 70% суммы НДС, который аккумулируется в АПК, идет на поддержку выращивания высокорентабельных культур – например, подсолнечника и кукурузы. Нужно что-то менять в этом подходе.

Но это также не означает, что мы готовы отменить спецрежим уплаты НДС в агросекторе. В письме Минфина от 9 апреля было предложено четыре варианта реформирования налогообложения в отрасли. Один из них предполагает использование европейского опыта – применение сниженных ставок по отдельным направлениям АПК.

Источник: Казах-Зерно

Также в разделе

Комментарии (0)