Молоко убежало

Фильтры

Регион

Новости

Молоко убежало

В России сложилась кризисная ситуация в молочном животноводстве: объемы производства молока-сырья падают, цены растут. Выход — совершенствовать технологии, снижать издержки путем реализации новых проектов

Danone и ГК «Дамате» заявили о совместном проекте строительства двух молочно-товарных комплексов: на 10 тыс. голов в Тюменской области и на 12 тыс. голов в Башкирии. Соглашение об этом подписали в начале ноября председатель совета директоров французской компании — Ив Легро и российской — Наум Бабаев. Крупнейший в стране проект по производству молока — 200 тыс. тонн в год — потребует 400 млн евро инвестиций. Danone станет финансовым партнером и соинвестором «Дамате», а также берет на себя обязательства в течение восьми лет закупать все молоко для переработки на своих заводах. Специальная нерыночная цена будет гарантировать производителю возврат инвестиций, переработчику — защиту от скачков цен рыночных. До завершения сделки по созданию СП (вариант — французская компания войдет в акционерный капитал агрохолдинга) — до конца года — Danone детали договоренностей не раскрывает.

Строительство начнут весной 2014 года, завозить скот — через год, первое молоко произведут через 16 — 18 месяцев, то есть ближе к концу 2015 года. Полностью реализация проекта займет два с половиной года, уточнил Наум Бабаев.

Старт мегапроекта в пору кризиса молочной отрасли АПК, нарастающего дефицита молока-сырья и резкого роста цен на конечную продукцию рождает вопрос: что привлекает инвесторов?

Нужны мегапроекты

Как отмечают наблюдатели рынка, Danone, которая вложила большие деньги в проекты переработки в России, теперь озабочена восполнением дефицита сырья. Есть продукты, которые можно производить только из сырого молока, их не сделать из сухого или из пальмового масла. К тому же российский потребитель все более отдает предпочтение свежему натуральному продукту. А свежий из-за рубежа не привезешь. Поэтому компания крайне заинтересована инвестировать в сырьевую базу для своих заводов, участвовать в мегапроектах. Есть надежда: молоко будет востребовано и обеспечит возврат инвестиций.

 

Тюменская область и Башкортостан привлекают инвесторов тем, что это субъекты с высоким уровнем бюджетной поддержки молочного животноводства. К тому же они стратегически удачно расположены. Накануне подписания соглашения состоялось совещание у председателя правительства РФ: Дмитрий Медведев дал поручение властям проработать меры усиления господдержки молочного животноводства. Строительство новых высокотехнологичных ферм, ориентированных на производство больших объемов молока высокого качества, позволит переломить негативную тенденцию в отрасли, полагают игроки. Они надеются, что инициативы будут поддержаны на государственном уровне.

Кризис нарастает

О том, что в России сложилась кризисная ситуация в молочном животноводстве, Национальный союз производителей молока писал российскому президенту и премьер-министру еще летом. По всей стране, по официальной статистике, объемы производства молока-сырья упали на 5%, по данным Союзмолока — более чем на 10%, а где-то и на 15 — 20%. При этом спрос на свежие молочные продукты за последние два года рос на 5 — 9% в год. Из-за дефицита усилилась конкуренция за сырое молоко, в итоге средняя по стране закупочная цена литра первого сорта базисной жирности, по данным Минсельхоза, достигла на 21 октября 16 рублей (без НДС), что на 25 — 30% больше, чем год назад. На Урале цифры начала ноября таковы: в Курганской области — 16,3 рубля; в Тюменской — 17; в Челябинской и Свердловской — 17,5; в Башкортостане и Оренбурге — 20. Себестоимость конечного продукта у переработчиков тоже выросла — на 15%. На полках средние потребительские цены на цельное пастеризованное молоко на конец октября составили 37 рублей за литр (плюс 12,8% к аналогичному периоду прошлого года). В некоторых регионах цены на молочную продукцию повышаются каждую неделю на 40 — 60 копеек.

Почему случился значительный провал по молоку-сырью, ведь засуха была в прошлом году? Называют целый «бермудский треугольник» негативных факторов. Рухнул коридор закупочной цены, которым Союзмолоко по договоренности с правительством вело сельхозпроизводителей: ФАС сочла, что это нерыночный метод. Рухнул и прежний баланс поступления белорусской продукции — соседям дали безграничный доступ на наш рынок, и они принялись сильно демпинговать. Повлияло вступление в ВТО и отказ от снижения ввозных пошлин — импорт по многим позициям вырос более чем на 20%.

— В том году были льготы по топливу, сейчас топливо с рынка на 60% дороже, поднялись цены на удобрения, зерно и корма, электроэнергия выросла на 18%. Это все ложится на себестоимость молока, — говорит глава СПК «Емуртлинский» (Тюменская область) Владимир Кумылин. — А льготы, субсидии какие были (в Тюменской области — 3 рубля на литр), такие и остались. Так что, какие технологии ни включай, дешевле 16 — 17 рублей за литр молока не получишь, иначе произойдет урезание скота.

Отрицательным фактором стала система субсидирования, предусматривающая зависимость выплат от качественных характеристик сырого молока. При этом отсутствие объективной оценки соответствия продукции установленным критериям делает схему распределения субсидий непрозрачной, создает предпосылки для дискриминации игроков, фальсификации продукции. Но самое главное — на фоне упавшей доходности аграриев начались задержки по выплате субсидий и дотаций, в первую очередь на инвестиционные кредиты. Из-за дорогих кредитов и задолженности по субсидиям сельхозпредприятия тонут в долгах.

Заниматься молоком стало очень невыгодно. Сектор отреагировал сокращением стада: по данным Росстата, в январе — сентябре поголовье уменьшилось на 151 тысячу — на 7%. Сокращение производства молока достигло пика к ноябрю. 

Опасность в том, что ситуацию с моло­ком-сырьем и подорванную экономику молочно-товарных ферм при любых усилиях изменить можно только в долгосрочной перспективе — такова специфика отрасли. Ферма — это не конвейер, который сегодня включил, а завтра выключил. Коровы — живые существа: не кормил сутки — надои восстанавливаешь месяц, недокармливал месяц — восстанавливаешь год. Сократил поголовье из-за дороговизны содержания — годами восстанавливаешь и стадо, и бизнес. 

Молоко вниз — цены вверх

С одной стороны, для хозяйств дефицит продукта на рынке — это хорошо, закупочная цена на сырье поднялась. С другой — убытки терпят заводы-переработчики: сети не принимают новые цены, а сырье все дорожает. В результате многие заводы работают с большим минусом. При себестоимости масла в 300 рублей кило отпускная цена — 240. Повышение цены молока на треть значительно увеличило стоимость конечного продукта.

В Челябинской области, например, в рознице резко подорожало молоко — с 30 до 50 рублей, потому что сразу несколько молзаводов увеличили отпускные цены. Некоторые торговые сети отказались сотрудничать с ними. В Антимонопольной службе заподозрили переработчиков в сговоре и решили их проверить. Цена сдачи молока в переработку у сельхозпроизводителей поднялась с 14 до 17 рублей, то есть всего на три рубля, говорит начальник Управления министерства сельского хозяйства Челябинской области Анатолий Малишевский: по его словам, это обычное сезонное повышение, связанное с переходом на зимние условия содержания, другие корма и прочее. То есть львиная доля подорожания — «где-то» у переработчиков и торговых сетей. В сетях уверяют, что не накручивали: от некоторых компаний к ним поступает дорогое молоко. Молзаводы в свою очередь заявляют, что работают в убыток. Но вот что произошло далее. После того, как Чебаркульский молзавод предложил запредельную цену и Aushan отказался выставить его молоко на полки, эту нишу тут же занял Копейский молзавод с более умеренными ценами. Так что вскоре Чебаркульский и другие молзаводы будут вынуждены пересмотреть позиции, чтобы вернуться в сети. Челябинским переработчикам сложно конкурировать с поставляемой в регион тюменской продукцией, себестоимость которой ниже. Спад производства молока на Южном Урале эксперты связывают с низким по сравнению с другими регионами уровнем дотаций на молочное животноводство. Уровень поддержки на литр молока здесь в среднем — рубль, тогда как в Тюменской — 3 рубля: возможности бюджетов разные. В дальнейшем повышение цен на молоко в Челябинской области наткнется и на более дешевую импортную молочную продукцию. В частности белорусских предприятий — вступление в ВТО положило конец практике заградительных мер на продуктовом рынке. Тогда местные производители молока не смогут диктовать цену.

До конца года, по оценкам аналитиков, цены на молочные продукты сохранят темпы роста, практически все позиции будут дорожать (более прочих преуспели сыры — еженедельно прибавляют в цене в среднем по 0,5%). Глава Союзмолока Андрей Даниленко полагает, что еще на 5% у цен есть резерв роста. Далее они остановятся естественным образом, потому что остановится спрос: «Последние два месяца спрос уже стагнирует, рост потребления молочной продукции в России — 0%. Есть опыт предыдущих лет, когда рост цены влиял на падение потребления».

Высокие закупочные цены молочной отрасли (помимо дефицита сырья, дорогих кормов, горючего, электроэнергии) — следствие еще одной важнейшей проблемы: технологического отставания отечественного АПК и переработчиков. Пока наше конкурентное преимущество — продукты из свежего местного молока, которое может двигаться в радиусе не более 500 км. Сколько именно останется на рынке свежего молочного продукта, будет зависеть от уровня федеральной и региональной поддержки. В перспективе на прилавках будет много молочной продукции из европейских стран: Россия — емкий и перспективный рынок. Если не усилить эффективность производства, то местный рынок мы потеряем.

Нетехнологичная корова

Между тем молочных проектов в уральских регионах на сегодня заявлено крайне мало.

ГК «Дамате» чуть ранее сообщала о том, что построит в Башкирии животноводческий комплекс на 10,5 тыс. коров голштино-фризской породы. Стоимость объекта — 8 млрд рублей. Планируемая мощность мегафермы — 287 тонн молока в сутки (105 тыс. тонн в год). В состав комплекса войдет генетический центр воспроизводства. Осенью 2014 года в комплекс будут завезены первые 5 тыс. нетелей.

В Челябинской области в этом году введен в строй новый комплекс в Октябрьском районе — в СПК «Подовинное». Стоимость проекта — 360 млн рублей. По программе поддержки отрасли предприятие получило субсидию из бюджета на строительство животноводческих помещений в объеме 71 млн рублей. Благодаря вводу в действие нового комплекса производство молока в «Подовинном» увеличится с 10 до 15 тыс. тонн в год. Как отмечают в региональном Минсельхозе, кооператив «Подовинное» — одно из лучших хозяйств области, оно успешно наращивает объемы молочного производства и одновременно осваивает новые направления в растениеводстве.

В декабре прошлого года произошло «бегство» молочных инвестиций из региона — молочный холдинг ЧГМК, контролируемый челябинским бизнесменом Дмитрием Ереминым, купил три профильных завода в Башкирии — в Уфе, Стерлитамаке и Нефтекамске, поближе к сырьевым источникам и ключевым рынкам сбыта. Одновременно с выпуском традиционных молочных изделий холдинг расширит продуктовую линейку: на одном из заводов будет запущено производство детского молочного питания. Общий объем инвестиций в проект составит 2 млрд рублей, на сегодняшний день вложено около 500 миллионов. Предполагаемые сроки реализации — от трех до пяти лет.

Причина — у производителей молока в Башкирии дотации намного больше, чем на Южном Урале, отмечает глава холдинга. Молоко-сырье есть, да и закупочная цена ниже, чем на Южном Урале. В Челябинске с сырьем ситуация довольно напряженная — для полной загрузки местных заводов около 40% молока приходится закупать в Тюменской области. Внутренняя потребность области по молоку сейчас закрыта на 84%.

В Свердловской области спрос на продукцию удовлетворяется на 55%. Остальные 45% компенсируются за счет межрегионального «импорта». При этом отрасль молочного животноводства на Среднем Урале считается ведущей, по среднесуточному удою на фуражную корову регион занимает восьмое место в России. Крупных молочных проектов здесь не заявлено, но из бюджета в текущем году на финансирование программы развития молочного животноводства и увеличения производства молока предусмотрено 1,5 млрд рублей. Подспорьем можно считать субсидии 3 — 3,5 рубля за литр, в этом году 65 копеек добавила федерация. Между тем корма подорожали в 2,5 раза, ежегодно растут цены на ГСМ, электроэнергию. Господдержки хватает на то, чтобы выживать, а для качественного рывка необходимы инвестиционные кредиты, говорят аграрии. Например, проект агрофирмы «Патруши» УГМК сделала рентабельным, вложив в него миллиарды. Проект так и остается исключением из правил. Многим хозяйствам приходится балансировать между стремительно растущей инфляцией и нестабильностью цен на молоко.

Позитивных по молоку регионов на всю страну меньше десятка. Из них два — уральские: Тюменская область и Удмуртия. И в том, и в другом последние годы в сектор шли инвестиции в десятки миллиардов рублей.

В Тюменской области ситуация уникальная: объем производства молока с 2007 по 2012 год увеличился на 13% — фермы перенасытили инвестициями. В итоге в стране молочный кризис, а здесь производят молоко с избытком — 413 кг в год. Правда, избыток образуется потому, что уровень потребления молока и молочных продуктов в регионе ниже нормы: в год тюменец в среднем потребляет 182 кг молока при норме 340.

Тогда как в России за последние десять лет поголовье коров сократилось вдвое, в Удмуртии растут и молочное стадо, и надои. По словам генерального директора агрохолдинга «Комос Групп» Андрея Шутова, жители Удмуртии предпочитают молочную продукцию местных предприятий, доверяя ее качеству. Производство молока в регионе неуклонно растет. Происходит это благодаря инвестициям в технологии 8 млрд рублей. Так, в октябре «Комос Групп» подписала соглашение о сотрудничестве в организации высокоэффективного молочного животноводства с компанией «ДеЛаваль», мировым лидером в разработке и внедрении решений и услуг для молочного животноводства. Детали договоренностей пока не сообщаются.

Выход у отрасли один — совершенствовать технологии, которые позволяют снизить издержки. По мнению аналитиков рынка, возникший дефицит превысит 10%, если мы не будем увеличивать надои. Для этого нужны новые проекты и многомиллиардные инвестиции.

Источник: expert.ru

Также в разделе

Комментарии (0)