Латвия: молочные реки текут не туда

Фильтры

Регион

Новости

Латвия: молочные реки текут не туда

Фантазия торговцев, ищущих рынки сбыта, не знает границ.

Начался новый учебный год. Для переработчиков молока это важный период. Ведь во многом благодаря севшим за парты школьникам с сентября обычно восстанавливается спрос на молочную продукцию. Но в этом году все не так. О проблемах отрасли Телеграфу рассказал председатель правления акционерного общества Tukuma piens Эдмунд Янсонс.

Учебники «съели» финансы

— Восстановился ли спрос на вашу продукцию?

— Потенциал-то есть, а вот на деле все не так просто. Родители потратили большие средства на приобретение учебников, одежды и обуви, даже проездные билеты для школьников подорожали вдвое. И, увы, сегодня не у каждого осталось достаточно средств на ежедневный стакан молока для своего чада. Однако, думаю, с октября дела пойдут лучше. Хотя, конечно, кризис не даст нам выйти на рубеж прошлого года.

— Не только кризис. Усиливается и международная конкуренция. Кстати, насколько латвийских производителей волнует введенный недавно в России запрет на ввоз литовской молочной продукции?

— Этот вопрос можно разделить на две части. Одна — как наши соседи работают ежедневно. Их продукция уже хорошо известна на нашем рынке, а за счет солидных объемов они могут давать хорошие цены. Так что литовцы завоевали немалую часть латвийского рынка. Мое же мнение таково: выбирая литовские молочные продукты, наши жители, что называется, кусают свою руку. А поддерживая своих производителей, они, в принципе, помогают сами себе. Ведь пока наша отрасль жива, у занятых в ней людей есть работа, в бюджет платятся налоги и т.д.

То, что литовские предприятия получили отказ в экспорте в Россию, очень опасно для нас, потому что в Литве теперь остается много излишков молочных продуктов и молока. Они стараются продавать их везде, где только можно. И в первую очередь в Латвии. Да, у латвийских потребителей сейчас есть хорошая возможность закупаться. Но, с другой стороны, если будут покупаться по большей части литовские продукты, то латвийские останутся на полках. И латвийским предприятиям, конечно, придется пережить трудные времена.

Ну а литовцев рынок маленькой Латвии все равно не спасет. Такие объемы, которые шли в Россию, во много раз превышают весь наш рынок. Конечно, сыр и масло могут храниться дольше, но есть и позиции, у которых срок хранения короткий. Вероятно, литовцы просто перестанут их производить. В связи с чем закупочная цена на молоко в Литве может снизиться.

Почему иностранные буренки дешевле наших

— Не только литовские, но и польские, германские молочные продукты у нас в магазинах давно не редкость. С другой стороны, в прессе была информация о том, что Рижский молочный комбинат заключил договор на поставку молока в тетрапаках в Сингапур. Есть также сведения о возможных поставках в латвийскую розницу молока из Испании. Вроде бы даже с учетом расходов на доставку себестоимость продукта будет на 20% ниже той, что мы имеем в Латвии. Как к этому относится латвийский производитель?

— Да, торговцы ищут по свету самый привлекательный товар. И не исключено, что какая-то из сетей вскоре начнет даже молоко в тетрапаках завозить к нам из Испании. Конечно, логичнее, чтобы испанское молоко оставалось в Испании, а латвийское — в Латвии. Но если есть проблемы с реализацией, каждый старается найти другие рынки. Хотя сегодня цена молока у нас в магазинах на 40% ниже, чем была в начале года. Так что искать еще какие-то варианты «на стороне» вроде не имеет большого смысла.

— А если вам предложат поставлять сырье по цене ниже на 20—25% по сравнению с местным рынком, как вы поступите?

— Вопрос для дискуссии. Сразу хвататься за такой шанс я бы не стал. Нам невыгодно прерывать отношения со своими поставщиками: сегодня ситуация такая, в следующем году, возможно, она изменится. И мы — за долгосрочные договоры. Но если произойдет то, о чем вы говорите, я подумаю. Ведь мы могли бы произвести масло и продать его, например, Грузии.

— Есть ли случаи банкротства крестьянских хозяйств в последнее время?

— Мы работаем с 240 поставщиками, пока я не слышал, чтобы кто-то по-настоящему обанкротился. Хотя в СМИ такая информация попадается…

— Вы чем-то им помогаете?

— Мы помогаем, главным образом, тем, что регулярно, без срывов платим им за поставленную продукцию, информируем их о том, что происходит на рынке. Поэтому они в курсе и могут четче планировать свою работу. С их стороны, конечно, мы ждем высококачественный продукт — молоко. Больше мы сделать ничего не можем: кредитовать их нам не по силам. Средства, которые удается заработать, мы инвестируем в развитие.

Источник: telegraf.lv

Также в разделе

Комментарии (0)