Казахстан: Молочная отрасль: остались лишь надежды

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан: Молочная отрасль: остались лишь надежды

В последнее время проблема молочного животноводства Казахстана стала одной из самых обсуждаемых в прессе. Если верить статистике, то за последние 10 лет поголовье коров снизилось примерно в 2,5 раза. К тому же, по данным Министерства сельского хозяйства, доля импортной продукции молока и молочных продуктов на нашем рынке составляет около 40%.


В то же время редкий покупатель обращает внимание на информацию об изготовителе и составе на упаковке товара, а больше интересуется доступной ценой самого продукта. Потребитель не догадывается, что тем самым ставит под угрозу деятельность отечественных производителей. В частности, такая ситуация складывается сегодня на казахстанском рынке молочных продуктов. Можно ли винить в этом потребителя и как помочь удержать позиции наших переработчиков и производителей молока?

Ситуация в молочной отрасли Казахстана далека от идеальной. В особенности не легкий период переживают переработчики. К примеру, ТОО «Молсоюз» Северо-Казахстанской области, дабы не сокращать штат и держаться на плаву всем коллективом, перешло на четырехдневный режим работы. По мнению руководителя предприятия Александра Кузлякина, при нынешней ситуации в отрасли - это самое оптимальное решение, ведь в стране сегодня наблюдается низкая культура животноводства.

Наряду с множеством проблем, главной для переработчиков остается высокая себестоимость молока. Сегодня партнеры ТОО «Молсоюз» требуют в среднем за литр сырья 85-90 тенге. Переработчики платят по-разному, в зависимости от качества товара. По их мнению, в сравнении с советским временем, качественные показатели молока стали лучше, но с другой стороны, люди также научились добавлять в сырье разные химические препараты, которые даже в лабораторных условиях определить сложно. «Все это делается для того, чтобы молоко имело те характеристики, которые требует переработчик. В частности, это касается кислотности и термоустойчивости (степень свежести молока). Высокая себестоимость, огромная сезонность, качество продукта, плюс сложности с нашими дорогами - все это приводит к большой стоимости товара», - пояснил собкору издания «КазахЗерно.kz» собеседник.

В дополнение сложностей подкидывает и сезонность, которая сейчас идет в соотношении 1 к 7. Что означает приток сырья молока от населения летом в объеме 7 тонн, зимой - 1 тонна. «Причем население у нас не уменьшается. Как было потребление молока по городу в сутки примерно 60-70 тонн, так оно и осталось», - заверил респондент.

В общем и частном с экономикой у переработчиков сейчас совсем не ладится, поэтому отечественные производители находятся в абсолютно разных условиях с российскими и белорусскими производителями, которые, кстати говоря, активно заполняют своей продукцией местные торговые прилавки.

Александр Константинович отмечает, что закупочная цена на сырье в Республике Беларусь в два раза ниже казахстанской, что лишает отечественного производителя и переработчика конкурентоспособности. «Нас вытесняют импортные продукты, и мы практически разоряемся. И в этом году ситуация обострилась как никогда. Раньше себестоимость молока (удельный вес сырья) у нас составляла 70%, сегодня она опустилась до 49%. Спросите: из-за чего? А все потому, что неимоверно растут цены на ГСМ, электроэнергию - на всю энергетику, в общем. Мы становимся неконкурентоспособными и, увы, здесь без вмешательства государства не сможем ничего сделать», - уточнил руководитель предприятия.

Государственная поддержка помогла предприятию в свершении технической революции, так ее называют в стенах ТОО «Молсоюз». В цехах стоит новое дорогостоящее оборудование, которое существенно увеличивает выработку и уровень качества выпускаемой продукции. Но оправдать инновационные введения может только прибыль, которой похвастаться предприятие, увы, не может.

«За последние 7 лет по основному производству практически сделали техническую революцию, без поддержки не смогли бы сделать этого. Но новое оборудование увеличило расходы на амортизацию. За счет помощи государственного бюджета мы сделали хорошо предприятию, но все зависит от прибыли, которой сегодня нет. За 10 месяцев этого года сработали практически по нулям», - уточняет Александр Константинович.

Следующий «больной» вопрос касается товарности молока. «По данным МСХ, у нас производится молока в объеме около 5 млн. тонн, а переработчики принимают 1,5. Т.е. товарность молока составляет 22%. Получается, остальные 78% непонятно, где используются: может, остаются у производителя, а может, его вообще не существует. Стоит заметить, что товарность при всех неприглядных показателях в сравнении с прошлыми годами все же растет. При советской власти она доходила до 70%. Однако в европейский странах сегодня она доходит до 90%», - подчеркнул Александр Кузлякин.

Сегодня в Казахстане по таким статьям как продажа сухого молока, натурального сыра, сливочного масла и творога, огромный процент составляет импортный товар. В частности, 40% реализуемого в магазинах республики сливочного масла и 80% сухого молока - ввозимая из других стран продукция. Ничего хорошего отечественному производителю это не сулит. «Мы раньше производили по 300 тонн сыра, а сейчас делаем 5-7 тонн. Цена сумасшедшая получается, зато с нашего, с отечественного сырья. Действительно, сейчас редкий покупатель изучает информацию на упаковке, больше обращает внимание на цену. Опять же, это наше горе. Но и покупателя понять можно. Пока с каждым годом ситуация только ухудшается», - подытожил руководитель ТОО «Молсоюз».

Столь пессимистическая точка зрения обоснована, ведь действительно, отрасль находится в плачевном состоянии. Импортная молочная продукция заполонила торговые прилавки Казахстана. На вопрос, как получилось, что отечественные производители и переработчики потеряли конкурентоспособность и спрос у местного потребителя, ответил исполнительный директор Мясо-молочного союза Казахстана Сансызбай Умирбеков.

«Беларусь в отношении производства сырья молока успешнее. За последнюю пятилетку на территории РБ ежегодно вводилось 100 комплексов и больших молочно-товарных ферм, в которых от 500 до 1000 голов дойного стада. Соответственно молоко потребляют не только у себя, но и большими количествами экспортируют в Казахстан и Россию. Себестоимость белорусского молока очень низкая, потому что государство хорошо поддерживает производителей субсидиями и дотациями», - подчеркнул респондент.

Молоко - живой продукт, и его невозможно перевозить в натуральном виде. Его срок годности колеблется от трех дней до недели. Поэтому белорусы сушат молоко и экспортируют в качестве порошка. Казахстану, в свою очередь, ничего не остается, как покупать этот дешевый порошок. Как говорит Сансызбай Умирбеков, здесь на месте наши переработчики разбавляют белорусский порошок водой и выставляют на прилавки. Так и получается, что недостаток производства натурального молока в Казахстане на сегодняшний день покрывается порошком из вне.

Исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников в беседе с нашим корреспондентом уточнил, что сегодня качество отечественного молока сильно отстает от сырья производителей РФ и РБ, что является главным фактором для создания конкуренции.

«Казахстанское сырье самое дорогое на постсоветском пространстве. Плюс из-за того, что это мелкотоварное производство - оно низкого качества. Не потому, что у ферм коровы хуже, а потому, что система сбора другая. Или с крупного хозяйства взять целый молоковоз и привезти, или ведрами с каждого двора … (к слову, один молоковоз вмещает 400 ведер). И каждая бабушка несет по этому поселку ведро. Одна закрыла марлей, другая - нет, а третья вообще туда чего-нибудь добавила. Вот в этом смысле качество молока в личных подсобных хозяйствах немного ниже, чем в крупных товарных производствах», - уточнил Владимир Кожевников.

С его слов, меры для выведения молочного животноводства из кризисного положения уже предприняты, государство разработало программы, но теперь действовать нужно самим производителям.

Как ранее уже обозначалось, показатель ввозимой молочной продукции в РК в последние годы растет, несмотря на то, что по требованиям продовольственной безопасности доля импорта не должна превышать 20%. Собеседник объясняет эту ситуацию следующим образом: «Мы закупаем молоко от населения, от самих производителей, и можем с уверенностью подтвердить, да, действительно, в Казахстане большой дефицит молока в качестве сырья. Сегодня нехватка требуемого для производства готового продукта в республике составляет около 1 млн. тонн - и это ни для кого не секрет. Т.е. мы потребляем 2,5 млн. тонн, а перерабатываем всего 1,5. Недостача, естественно, покрывается импортом. Причиной, прежде всего, является малое количество крупных хозяйств и много мелких частных подворий, которые сегодня производят молоко нам на продажу. Но все это молоко закупить не реально. Т.е. в каждую деревню, которая находится за 150 км, за двумя ведрами не поедет ни один переработчик. Закупается же молоко только там, где производятся более или менее серьезные объемы. Это основная и главная причина».

Поэтому сегодня разработана программа «Агробизнес-2020», где прописано, что к 2020 году в Казахстане должны построить 20 крупных ферм с объемом 1-1,2 тыс. коров, и 2 тыс. мелких ферм - по типу семейных. Со слов собеседника, это позволит свести к нолю существующий дефицит, разрыв между потребностями и возможностями наших производителей. В крупных и средних фермах будет и другое качество, и себестоимость товара. Тогда Казахстан сможет конкурировать с россиянами и белорусами и по цене, и по объемам.

Исполнительный директор Мясо-молочного союза Казахстана, в свою очередь, добавил, что на сегодня около 35-40% молока, необходимого для потребления, завозится из вне. А по выше озвученной программе, если она заработает должным образом, к 2020 году импорт сократится до 7%. В любом случае, завоз зарубежной продукции будет присутствовать, зато не в таком большом количестве.

«Если идти естественным способом, то для того, чтобы расширить свою ферму и существенно увеличить дойное стадо, нужно идти около 6-7 лет как минимум. Если стараться быстрее воплотить желаемое в жизнь - то нужно завозить буренок из-за границы. Но сейчас Европа - основной поставщик скота КРС - закрыта. Казахстан не может сегодня завозить от туда скот. Америка, Канада и Австралия - открыты, но из-за того, что очень дорогой транспорт, крестьяне не особо хотят его покупать», - уверенно заявил Сансызбай Умирбеков.

Естественный путь, по его мнению, достаточно долгий. Сначала на свет появится теленок, следующие два года уйдут на его откармливание, после наступает случный период, девять месяцев ожидания - и только потом появится молоко. Причем имеющееся стадо с каждым годом тоже выбраковывается - примерно 20%.

Мясо-молочный союз Казахстана убежден, что переход на новые технологии и зарубежный опыт развития могут кардинально изменить и улучшить молочную отрасль. «Мы тесно сотрудничаем со многими странами и опыт создания ферм по новым технологиям, где используется интенсивный метод и высокопродуктивный скот. При должном кормлении и уходе животные дают 7-8 тыс. литров молока за лактацию. Во времена Союза, если хозяйство имело результат 3-3,5 тыс. литров молока за лактацию, чуть ли не звание героя труда давали. Но в то время и отношение к отрасли животноводства было другое, она считалась убыточной. Сейчас все по-другому, и если переходить на новые технологии, то можно получать до 10 тыс. литров», - заявил Сансызбай Умирбеков.

Кроме завоза генетики из вне, нужно менять всю технологию: начиная от кормовой базы, заканчивая менеджментом управления стадом. В былые годы летом натурального молока было достаточно, поэтому весь скот, начиная с октября-ноября, уходил в отел. В новых же фермах следят, чтобы осеменение шло ровно по году, соответственно и отел происходит в определенное время, и молоко летом и зимой одного количества. Это возможности крупных молочнотоварных производств.

«Если все это использовать должным образом, то Казахстан выйдет на соответствующий уровень. У нас нет пока достаточного понимания, все думают, что бизнес сложный, долго окупаемый, поэтому в эту сторону мало кто смотрит», - подчеркнул собеседник.

Сансызбай Умирбеков считает, что грядущее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, согласно экономическим понятиям, должно привести к здоровой конкуренции. Так же это должно означать, что на рынок Казахстана зайдет продукция не только России и Беларуси, как сегодня. «Это подстегивается конкуренцию, провоцирует улучшение качества, а значит, должно быть плюсом. К слову, перед вступлением в Таможенный союз именно этого и ожидали. Но на деле получилось, что РК не может своими возможностями конкурировать с развитыми странами. Следовательно, вступление в ВТО не положительно отразится на производителях молока», - обобщил респондент. Позитивных изменений в деятельности местных производителей в случае вступления республики в ВТО не видят и в Молочном союзе.

«Я не думаю, что переработчикам и производителям от вступления Казахстана в ВТО будет лучше, потому что там достаточно жесткие требования. Они не продвигают производство и не ставят это своей целью. Их главная задача - создать одинаковые условия для торговли. Для обывателя, наверное, будет лучше, если придет сюда дешевая продукция неплохого качества. Для производителя же это будет дополнительная проблема. Но этот вопрос сегодня уже практически не обсуждается. С точки зрения глобализации, в том и заключается смысл вхождения в ВТО, чтобы сделать наше производство конкурентным. Поэтому на сегодня есть программы о выделении дотаций для того, чтобы конкуренцию приблизить. Но их пока еще не достаточно, поэтому сегодня идет сложный переговорный процесс. Выгоду ощутят те отрасли, у которых большая экспортная составляющая», - заключил Владимир Кожевников.

Т.е. ВТО открывает площадки, снимает барьеры с продвижения продукции на рынки Запада, Востока, Азии. Экспортоориентированным - это благо, а для импортозависимых - хороших перспектив это не рисует.

При столь неприглядной картине состояния молочной отрасли Казахстана ТОО «Молсоюз» все же сохраняет надежду в МСХ и его программы. Руководство предприятия уверено, что для сохранения отрасли государству необходимо поддерживать отечественного производителя, и создавать ему условия для того, чтобы занятие животноводством было выгонным делом.

«Сокращать штат не собираемся, мы верим в программу Мамытбекова, хотя пока не видим ее результатов. Хотелось бы, чтобы опубликовали на всю страну, сколько средств выделили, сколько мы получили дополнительно продуктов животноводства конкретно в литрах молока, в килограммах мяса и шерсти. Чтобы все знали, какие меры вводятся и насколько эффективно тратятся народные деньги», - заявил Александр Кузлякин.

Также переработчик убежден, что результативности принимаемых программ можно добиться лишь благодаря прозрачности и персональной ответственности каждого его участника. Александр Кузлякин вспоминает, что были времена и похуже, и если пережили 90-е годы, то и сегодня предприятие справится…

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)