Эксперты предлагают паспортизацию сельхозпродуктов

Фильтры

Регион

Новости

Эксперты предлагают паспортизацию сельхозпродуктов

Спрос на органическую продукцию растёт во всём мире, и цифровизация цепочек поставок от поля до прилавка позволит покупателю моментально выявлять «чистые» продукты питания.

Директор Organic Services GmbH (Германия) Джеральд Хэррманн продемонстрировал на семинаре в Астане возможности программного обеспечения – системы, которая позволяет получить всю информацию об органической продукции: фермере, площади полей, посредниках, заводе. С помощью системы можно увидеть всю цепочку поставок вплоть до прилавка магазина. «Светофоры» программы покажут, где всё «чисто», а где есть вопросы.

По его словам, полагаться сегодня только на сертификаты не стоит. Данное программное обеспечение позволяет также бороться с фальсификатами. «Очень легко заработать деньги на продуктах питания. Гораздо сложнее сделать это с лекарствами или финансовым мошенничеством. Потому мафия сейчас переходит к созданию контрафактной продукции. Есть исследование, которые показывает, что ряд продукции активно подвержен фальсификации. Это молоко, мы знаем, был крупный скандал в Китае, когда фальсифицировался молочный порошок, а также мясо, мёд, алкоголь», – говорит зарубежный эксперт. В целом проект вызвал интерес у представителей Минсельхоза.

«Попасть на другой рынок сложно, и нужно доказать, что вы произвели масло из органических семян, а это возможно, лишь создав путь прослеживаемости и учёта. То есть сейчас уже бумаге (сертификату) не верят, нужны доказательства», – говорит начальник управления Министерства сельского хозяйства (МСХ) Зейнулла Шарипов в кулуларах семинара по органической продукции.

Мировой рынок органической продукции оценивается на уровне 80 млрд евро и растёт. «Мы понимаем, что нас пока не будут признавать с нашими документами, но сдаваться и опускать руки мы не собираемся, поэтому хотим решить вопрос сертификации и аккредитации», – говорит представитель Минсельхоза. В планах ведомства привлечение международных организаций для сертификации в Казахстан. Минсельхоз изучает опыт США и ЕС в вопросах господдержки. В США фермерам оказывают больше консультационную помощь, там рынок сам стимулирует производителей к переходу на органическую продукцию. В Европейском союзе предоставляются субсидии на сертификацию и гектар. Субсидировать органические удобрения в Казахстане пока не планируется. «Мы понимаем, что это неправильно, но надо наладить технологический процесс, выстроить чёткий механизм администрирования, чтобы исключить возможность коррупциогенных факторов и махинаций со стороны производителей тех же органических удобрений и тех, кто их применяет. Там достаточно высокие риски», – пояснил участникам Шарипов. Пока же, считают в ведомстве, различных субсидий в сфере АПК вполне достаточно. По словам Шарипова, в Казахстане порядка 20 производителей органической продукции.

Отвечая на вопрос журналистов о стоимости органической продукции, он ответил, что надбавка к ней составляет от 30%. «Это минимум. Например, органическая курица в Турции стоит на 200 процентов дороже. Здесь не столько сертификация важна, сколько новые технологии. Производство такой продукции немного рискованно, потому что нужно отказаться от химических средств защиты, минеральных удобрений и перейти на биологические, механические средства защиты. Оно более трудоёмкое, но по завершении переходного периода, когда баланс в земле восстановится, сами производители пройдут все этапы, урожайность во многих случаях восстанавливается, объёмы производства возвращаются к обычным, и затрат не так много», – пояснил представитель МСХ.

По словам зарубежного эксперта Джеральда Хэррманна, для развития органической продукции в Казахстане и в Центральной Азии важнее всего построить доверие на рынке. «Необходимо решить проблему недостоверной информации, простыми словами, мошенничества, именно из-за этого участники рынков органической продукции из Европы, США могут не захотеть прийти в Казахстан», – сказал он в интервью корреспонденту abctv.kz. Важно создать систему регулирования производства органической продукции на законодательном уровне, продолжает эксперт. «Если такая система есть, то легче объяснить потребителю, что такое органическая продукция. Если будет, к примеру, логотип, и он хорошо рекламируется, то тогда уже потребитель будет видеть и доверять этому логотипу», – сказал он, отметив, что производство «органики» – это устойчивый тренд в пищевой промышленности, мир идёт к этому, поскольку вопросы загрязнения земель, качества продуктов питания становятся острее.

Источник: abctv.kz

Также в разделе

Комментарии (0)