Даниленко: Россия купит белорусское молоко, но демпинга не потерпит

Фильтры

Регион

Новости

Даниленко: Россия купит белорусское молоко, но демпинга не потерпит

В мае российские молочники всерьез озаботились массовыми поставками белорусских молочных продуктов по значительно более низким ценам, чем их российские аналоги. Демпинг соседей стал причиной возникновения серьезных проблем, о чем заявил Андрей Даниленко, председатель правления Национального совета производителей молока ("Союзмолоко"). Какие меры предпринимают россияне для защиты своих интересов на рынке? Грозит ли странам очередная "молочная война"?

В мае текущего года вы заявили, что демпинговые поставки молочной продукции из Беларуси стали причиной возникновения серьезных проблем на молочном рынке России. Хотелось бы выяснить, неужели объем поставок белорусской "молочки" настолько высок, что представляет угрозу российским производителям? Какие проблемы возникли у россиян?

Беларусь сегодня является самым крупным поставщиком молочной продукции на российский рынок. В первую очередь это сухое молоко, сыр и масло. Дело в том, что по общему эквиваленту Беларусь отправляет на российский рынок более 3 млн тонн молока в виде готовой продукции. А Россия в общей сложности импортирует из разных стран мира около 7 млн тонн. Соответственно, это делает Беларусь самым крупным игроком на российском рынке среди поставщиков за пределами России.

Мы поставляем 3 млн тонн. Из-за этого россияне терпят убытки?

Любой перекупщик, который поставляет продукцию на переработку или поставляет в торговые сети, старается делать все возможное, чтобы увеличить свой доход и маржу. Цены, по которым белорусские поставщики предлагают свою продукцию, являются аргументом, который эти же перекупщики используют для российских производителей. Обращаясь к российским производителям, они говорят, что если те не будут поставлять молоко по такой же цене, что и белорусы, они не будут его у них покупать. Идет коммерческий блеф перекупщиков.

Поэтому наша позиция заключается в том, чтобы не дать перекупщикам играть в эти игры. К тому же нам не хочется, чтобы белорусские поставщики отправляли продукцию ниже цены, по которой они могли бы ее продавать. Вопрос не в том, что на российском рынке переизбыток продукции, а в том, что поставка продукции ниже рыночной цены создает дисбаланс на рынке в целом. В результате ни российский поставщик и производитель, ни белорусский не получают тех доходов, которые могли бы получать.

Но при этом мы с вами прекрасно понимаем, что это искусственный диспаритет цены. Белорусские производители пользуются газом, электричеством, покупают упаковки и другие компоненты, за которые приходится платить по общим ценам. Ощущения конкуренции в цене – искусственные. Поэтому мы и пытаемся сделать все возможное, чтобы сохранить стабильность на рынке, чтобы производители получали доход, на который они рассчитывают. Тем более что членами нашего союза являются не только российские, но и белорусские и казахские производители.

Как изменилась ситуация за время последних ваших заявлений?

Мы считаем, что от наших переговоров есть результаты. Результатом является то, что индикативные цены, которые утверждаются Минсельхозпродом Беларуси и согласовываются с российской стороной, держатся на достойном уровне. Обеими сторонами производится совместный мониторинг ситуации.

К сожалению, случаи демпинга продолжаются. Но если бы ничего не делали, то ситуация была бы намного хуже. Поэтому мы считаем, что наше взаимодействие с белорусской стороной и в первую очередь с вашим профильным министерством дает конкретный результат. Мы предотвращаем спекуляцию и прямые убытки для обеих сторон. Конечно, ситуация далека от идеала, но она могла бы быть однозначно намного хуже.

Скажите, как реагирует на ваши предложения белорусская сторона?

В этом и суть вопроса: мы все равно купим белорусскую продукцию. Но мы не хотим, чтобы спекулянты заставляли белорусских производителей продавать продукцию дешевле, чем они могли бы продавать. Например, вы могли бы продавать продукцию по 170 руб., а продаете по 100 руб. Не потому, что мы не купим по 170, а потому, что создается искусственный ажиотаж и спекуляция экономическими проблемами в Беларуси. Она оказывает давление на белорусских производителей.

Продукция и так будет куплена, но по более высокой цене. Курс обмена сегодня создает фальшивое ощущение, что себестоимость в Беларуси существенно ниже. А на самом деле в один прекрасный день выяснится, что затратная часть все равно выросла. Ведь газ и электричество сегодня покупаются Беларусью по общим ценам. Топливо, комплектующие – тоже. Искусственный курс обмена вводит в заблуждение производителей. У них складывается ощущение, что у них нормальная окупаемость. Но когда полученные белорусские рубли им снова придется конвертировать в другую валюту, тогда начнутся вопросы.

Речь не идет о том, будет ли Беларусь работать на российском рынке, уменьшать или нет объем поставок. Мы считаем, что все, что будет в республике избыточным и требовать продажи на российском рынке, будет с удовольствием куплено, но по ценам российского рынка. Мы ни в коем случае не хотим покупать продукцию по ценам спекулянтов, которые пытаются использовать экономические сложности в стране, чтобы убедить производителя отказаться от доходов, на которые он имеет право.

В свое время "Союзмолоко" рекомендовал белорусской стороне приостановить поставки сухого молока, масла, сыра и сыворотки на российский рынок до принятия корректировок баланса поставок в 2011 году и разработки подконтрольного механизма торговли. Поставки сухого молока и сыворотки были приостановлены, с сыром были определенные вопросы. Балансы согласовали?

Баланс находится в постоянном процессе корректировки. На сегодняшний день есть новый вариант баланса, который сейчас является ориентиром для обеих сторон. Каждое лето существует точка, когда заканчивается период избыточного молока и избыточного объема молочной продукции на рынке. Как только мы пройдем эту точку и почувствуем, что на рынке нет временной избыточности продукции, мы тут же вернемся на нормальные рельсы взаимодействия с белорусскими поставщиками.

В Беларуси выступают с инициативой создания одной или нескольких крупных национальных компаний. Какими вам видятся их перспективы?

В мире существует тенденция укрупнения производства, компаний. Это связано с большей эффективностью, консолидацией логистических, маркетинговых и рекламных затрат. В общем-то, это логичный во всем мире процесс. В молочной отрасли создаются крупные объединения, кооперативы либо слияния и поглощения.

Это нормально, что белорусские предприятия рассматривают возможность объединения и более эффективного использования своих ресурсов. Поэтому теоретически, если будет найдена правильная форма таких объединений, у них будет хорошая перспектива. Я убежден, что как только в Беларуси стабилизируется экономическая ситуация, российские предприятия будут крайне заинтересованы в более активных контактах с белорусскими предприятиями. Я не исключаю и более активных инвестиций с российской стороны и создание совместных предприятий или объединений.

В конце мая появились разговоры о том, что Россия и Беларусь планируют создать межнациональную компанию в молочной отрасли, в которой могла быть не просто переработка, но и сырьевая зона. Что сейчас с этой идеей? Планируется ли что-то подобное? Перспектива ее заглохла, стоит понимать, ведь если будут крупные белорусские и российские игроки, то межнациональная компания как бы уже и не понадобится?

Эта идея на стадии разработки. Сейчас продолжаются консультации и переговоры. Честно говоря, экономическая ситуация в Беларуси затормозила этот процесс, но он не остановился. В связи с этим затормозилось создание совместных компаний. Мы убеждены, что ситуация в Беларуси стабилизируется. Когда нам будет понятна экономическая и финансовая ситуация, этот процесс ускорится.

Беларусь является очень крупным игроком на молочном рынке России. Предприятия далеко продвинулись в модернизации и качестве своей готовой продукции. Я уверен, что взаимодействие российских и белорусских предприятий будет более активным.

В чем преимущество межнациональной компании? Если будут крупные российские и белорусские игроки, надо ли создавать эту межнациональную компанию?

Мы в любом случае находимся в процессе создания Единого экономического пространства. Точно так же, как в странах Евросоюза идет создание межнациональных крупных компаний и объединений. Создание Единой экономической зоны значительно ускорили эти процессы, и это неизбежно приведет к активному объединению компаний. У нас нет границ, у нас единый рынок. Не исключено, что на каком-то этапе будет обсуждаться вопрос единой валюты. Поэтому будет заинтересованность в укрупнении предприятий.

Насколько я понимаю, ситуация проблемная, но разрешимая. Нам не стоит ожидать второй "молочной войны"?

Ее не может быть, потому что мы находимся в совершенно других условиях. У нас уже нет таможенной границы, идет активный процесс интеграции. Сейчас формируется рынок. При этом участники рынка борются за максимально благоприятные условия для себя. Никто из здравомыслящих производителей в Беларуси не станет осуждать "Союзмолоко" за то, что он хочет, чтобы Беларусь продавала продукцию на их рынок дороже и зарабатывала больше денег.

Россия, Беларусь и Казахстан, объединенные в лице "Союзмолоко", пытаются сделать все возможное, чтобы мы имели достойные доходы за свою продукцию и могли вести достойную работу своих предприятий и развиваться. Речь идет не о войне, а о консолидации молочной отрасли в Едином экономическом пространстве и защите отрасли.

Как вы видите развитие ситуации в дальнейшем?

Демпинг может возникнуть при двух условиях: при переизбытке на рынке и при спекуляциях, связанных с разницей курса. Переизбыток на рынке – временное явление, которое быстро должно разрешиться. Мы ужесточаем наши требования по отношению к импорту из дальнего зарубежья. В августе должен закончиться период "большого молока" и избыточной продукции.

При вхождении в Единое экономическое пространство мы неизбежно должны выровнять свою доходность, затратную часть, заработную плату и другие позиции. Ситуация с интеграцией болезненная, но неизбежная. В процессе интеграции сбалансируется ситуация с обменным курсом, и все стабилизируется. Вечно так продолжаться просто не может.

Источник: tut.by

Также в разделе

Комментарии (0)