Что мешает развитию рынка молока в Украине

Фильтры

Регион

Новости

Что мешает развитию рынка молока в Украине

Эксперты Офиса эффективного регулирования (BRDO) презентовали в Киеве «Зеленую книгу» по проблемам регулирования рынка молока, которая призвана урегулировать и улучшить положение отрасли. Но предприниматели и власти пока не могут определиться, как надо развивать отрасль.

Украина занимает девятое место в мире по объему производства молока, что составляет более трети в структуре продукции животноводства. Рынок оценивается в около $1 млрд. В 2017 в стране было произведено 10,3 млн тонн молока, что в 2,5 раза меньше Франции (24,6 млн т) и в 3 раза Германии (32 млн т).

Теоретически эта цифра может быть увеличена — Международная финансовая корпорация (IFC) подсчитала, что к 2030 году все промышленные фермы и крестьянские хозяйства Украины смогут нарастить производство молока до 20 миллионов тонн в год. Правительство пытается сделать это реальностью. В этом году на поддержку животноводства было выделено 4 млрд. грн, которые, впрочем, почти не были использованы. «Мы заинтересованы в качественной продукции, спрос на нее растет, поэтому предоставляем государственную поддержку тем хозяйствам, которые готовы к высоким стандартам работы и кооперации», — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия Елена Ковалева. Чиновник считает, что процесс трансформации в молочной отрасли медленно идет, становится все больше молока экстра класса.

Впрочем, более 73% от общего объема производства до сих пор составляют хозяйства населения и только 27% — сельскохозяйственные предприятия. Напомним, что с 1 января 2020 вступит в действие ГОСТ 3662:2015, в котором отсутствует молоко второго сорта. А молоко, произведенное на украинских заводах не всегда может найти своего покупателя. На внутреннем рынке из-за сокращения покупательной способности населения, а на внешнем за того, что по словам руководителя проекта «Оптовые закупки молока» Ассоциации производителей молока (АВМ) Елены Жупинас, популярные на мировых рынках переработаный молочный жир, растворимое сухое молоко и сывороточные белки не могут производить большинство из 128 молочных заводов Украины.

По словам экспертов BRDO, страна абсолютно не использует свой молочный потенциал, в основном, из-за не согласованых действий власти и самих производителей.

Между желаемым и действительным

Эксперты BRDO проанализировали нормативное правовое поле и обнаружили 57 регуляторных актов по производству молока и 14 законов, которые его касаются. Из них 16 являются неактуальными, еще 5 имеют признаки незаконных. Большинство из 17 исследованных BRDO инструментов регулирования отрасли имеют высокие коррупционные риски из-за неопределенности и непрозрачности процедур. «Когда один рынок регулирует такое количество документов, будут коллизии. Закон „О молоке и молочных продуктах“ содержит множество несогласованных моментов, а 88% его норм являются дефектными, что создает дополнительные барьеры для развития рынка и бизнеса. Следовательно, имеем огромную „серую“ зону, запутанные правила идентификации животных, проблемы с качеством и безопасностью молока. Процедуры должны быть простыми и понятными. Количество документов нужно сокращать, а в 28% актов вносить изменения, ведь они являются неактуальными», — отметил руководитель сектора «Сельское хозяйство» BRDO Андрей Заблоцкий.

Все эти моменты вошли в «Зеленую книгу» по регулированию рынка сырого молока, которая была разработана BRDO. «Постоянное изменение законодательства требует системности — это будет полезно, как для бизнеса, так и для самих чиновников. Мы убеждены, что этот инструмент станет основой для открытого диалога между всеми звеньями процесса, чтобы рынок молока стал открытым и прослеживаемым. Сейчас проходит общественное обсуждение книги и все моменты будут положены в основу следующего документа, „Белой книги“. А дальше приступим к анализу рынка переработки молока», — говорит Заблоцкий. Министерство по ним согласно. «Изменения на рынке молока, действительно, назрели. Минагропрод со своей стороны инициировал разработку проекта приказа, что должно улучшить качество молока, сейчас проходит его общественное обсуждение», — говорит Ковалева.

Нужен ли корове паспорт?

По словам экспертов BRDO, один из новых инструментов на рынке — паспорт крупного рогатого скота, введенный с целью идентификации животных, учета и контроля за производством молока, неэффективен в существующем виде. Нет понятных условий расчета стоимости услуг, четкой процедуры реализации и тому подобное. «Процедура идентификации животных хотя и работает, но является очень сложной для понимания. Нет четко прописанных процедур, их стоимости. К примеру, без получения ветеринарной карточки получения паспорта КРС невозможно, а получение карточки регулируется другим законом. Без изменений в Гражданском Кодексе паспорт КРС есть сомнительным документом для подтверждения прав собственности на животное», — считает Заблоцкий.

С несовершенством инструмента соглашается председатель Госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа: «Процедура является перегруженной, и это одна из причин существования „серого“ рынка. Сейчас мы целенаправленно работаем над совершенствованием системы идентификации животных, чтобы она была простой и работала в электронном формате. На мой взгляд, владелец должен пройти процедуру идентификации животного, а все остальные документы будут автоматически подтягиваться к идентификационному номеру, никаких дополнительных заявок не нужно». Он добавил, что методика расчета тарифов за услуги сейчас дорабатывается с Государственной регуляторной службой. До конца года тарифы на услуги по идентификации животных будут урегулированы и утверждены.

Впрочем, по словам Елены Жупинас, это скорее проблема частного сектора, который только начинает легализоваться. Организованные молочные предприятия и крупнотоварные фермы проблем с идентификацией животных нет. «Но, учитывая данные производства и переработки молока, почти 50% сектора в настоящее время находится в тени», — говорит она.

О «вечной» проблеме

По словам разработчиков «Зеленой книги», другие инструменты, направленные на обеспечение прослеживаемости производства молока, также не работают. Более того, отсутствует правовой механизм регулирования отношений «производитель-посредник-переработчик». Как следствие, 57% производства молока от хозяйств населения находится за пределами надлежащего контроля за безопасностью и качеством продукции со стороны государства.

Производители и переработчики молока одобряют разработку «Зеленой книги», однако с грустью констатируют, что оказались между «молотом и наковальней» — с одной стороны, государство не может помочь и навести порядок на рынке, с другой — требования к производству становятся более жесткими, что объясняется приближением к европейским требованиям по качеству молока. Как рассказывает председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский, система учета производства молока и система поддержки производства на сегодня фактически не работает. «Все программы, которые принимались Минагропромом, были основаны на цифрах, которых нет в реальности, поэтому они и не действовали. Чтобы навести порядок на рынке молока нужно внести изменения в ряд законов. К примеру, отменить уплату НДС на импортное оборудование, чтобы ускорить модернизацию предприятий. В Госбюджете 2019 вынесены требования по созданию локальных очистных сооружений на предприятиях. Финансирование для проектов нет и государство должно придумать механизм, каким образом стимулировать их строительство и модернизацию. Нужно просмотреть сразу три законопроекта по налогу на упаковку, ведь это удорожает как производство, так и конечный продукт для потребителя. Ну и самое важное — нужно внести изменения в Налоговый кодекс и снизить НДС на 10%. Это будет стимул и для производителей, и для увеличения потребления молока», — считает Чагаровский.

По словам Жупинас, действительно, наиболее действенной поддержкой была бы отмена НДС, которую вынуждены платить производители молока. «Дотации, которые выплачивает государство, совершенно не помогают справиться с проблемой. Владелец фермы на 500 голов КРС платит 350 тыс. НДС в месяц, за год это 4,5 миллиона гривен. Дотация составляет 1,5 тыс. грн, если умножить на 500 голов, то это 750 тыс грн. Поэтому такая поддержка — это капля в море», — считает специалист.

Кроме того, по словам экспертов, законодательные недостатки сдерживают развитие молочной кооперации в Украине, ведь четко не регулируют вопросы неприбыльности кооперативов, что создает риски для дополнительной налоговой нагрузки. Как следствие, текущий уровень кооперации составляет лишь 0,34% производства молочной продукции.

Источник: MilkUa.info

Также в разделе

Комментарии (0)